Пятница, 22.09.2017, 18:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Союз Писателей им. Голубой стрекозы

Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Обзор финальной поэзии конкурса "Такая разная любовь"

Любовь - такая разная ...
  Наконец-то, могу заняться любимым делом - читать стихи. Несмотря на глубокое уважение к системе "доктора Феникса" я буду следовать годами проверенному на уроках литературы, заданному алгоритму, который состоит из следующих пунктов: 
  Тема 
  Идея 
  Средства художественной выразительности 
  Оригинальность 
  Образность 
  Концептуальность 
  Ассоциативность 
   
   
  1. К. Варб "Шишки" 
  По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре. Их подросшие кроны зардели от стыда: недостойные - е. Эти дни! Не недели, - мгновенья. Эти чистые ночи без сна, переменчиво, как настроенье, растеряет хмельная весна. 
  Уходить и возвращаться: видеть! Собирать растраченную грусть! Воскресать! Любить и ненавидеть! Слышать и не слушать! В добрый путь!!! 
  Находить и проникать неброско. Не навязывать.... Не отпускать! Быть простым: Все сложенное - просто! Деять! Ждать! 
  Мутны зимнего солнца лучи и на грязном снегу снегири. Черной тучей взмывают дымы. Мы... 
  Собираем разбитые шишки, мертвых веток ломаем подол. Вспоминаем, как было, что вышло. Отчего? В чём сыр бор? 
  Мы растопим снега, от тепла затаённого лета. Мы забудем года, как кошмар пробежавшего сна. Счастье там, где есть мы, а не где-то. Если всё отдаётся и пьётся до дна! 
  Пусть сияет Чигирь. Пусть глядится Земля в юный месяц. Пусть роса как слеза. Пусть краснеет зарею восток: Счастлив тот, кто в безумии грусти стал весел, вспомнив вечного мая бессмертный цветок... 
   
  Тема: Любовь в её всевозможных ипостасях и проявлениях. 
  Идея: Обновление жизни, обновление чувства, обновление природы - торжествующая весенняя гармония. 
  Средства художественной выразительности: необычный набор эпитетов и оригинальных метафор -"пирным пурпуром", "хмельная весна", "мёртвых веток ломаем подол", "вечного мая бессмертный цветок", оксюморон "в безумии грусти стал весел" - придают стихотворению яркую образность и индивидуальность. "аписано прозаической строкой, но имеет довольно чёткую ритмическую организацию: "По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре"_ _ / _ _/ _ _ /_/_/_ _ /_ _/ не идеальный, но всё-таки анапест. В музыке соответствует темпу умеренного вальса. Отсюда и соответственное движение. Рифма - нечёткая, приблизительная, что в принципе и является типичным для стихотворений в прозе. 
  Образность: образы юной зари, хмельной весны вступают в противоборство с мутными зимними лучами, грязным снегом и чёрными тучами 
  Концептуальность: Стихотворение имеет концентрическую динамику сюжета, что даёт автору возможность передать ощущение повторяемости и смены событий. Чередование "зимнего" и "весеннего" цикла, как в природе, так и в жизни любого человека. 
  Ассоциативность: Фет "пурпур розы", Фет А. А. - А. Л. Бржеской 
  "Опять весна! опять дрожат листы", Пастернак "Хмель", Тютчев: 
  Каким бы строгим испытаньям 
  Вы ни были подчинены,- 
  Что устоит перед дыханьем 
  И первой встречею весны! 
  Единственное пожелание: стих нужно выровнять как верлибр. Оценка 4 
   
  2. Чавгунова Е.В. "Чудеса в его приходят сны" 
  Чудеса в его приходят сны, 
  Волшебство ей в волосы вплетается - 
  Если вы в кого-то влюблены, 
  Значит, сказка только начинается... 
   
  Значит, можно по ночам не спать, 
  Исписав блокнотик мелким почерком. 
  Если крылья есть - пора летать, 
  В небе не бывает одиночества. 
   
  Если станет этот мир добрей 
  На улыбку, на одно доверие, 
  То влюбленных на большой Земле 
  Не разлучит ни одно затмение. 
   
  Тема: любовь созидающая 
  Идея: любовь преображает мир и делает его чище и добрей. 
  Средства художественной выразительности: сразу бросается в глаза анафора в третьей строке, шестой и восьмой "если", а также в пятой и шестой строках "значит". 
  Они задают определённый ритмический тон и некую гипотетическую замкнутость " если... то". Необычная авторская метафора "Волшебство ей в волосы вплетается" соседствует с довольно распространённой метафорой "любовь - сказка". Образ "окрыляющей любви" - один из интереснейших образов стихотворения. Правда, далеко не новый. Размер "Чудеса в его приходят сны" /_ /_/_/_/ хорей, усечён в каждой нечётной строке. Рифма перекрёстная, но не полная. Фонетическое совпадение лишь в последнем слоге 
  "сны - влюблены", "доверие -затмение". 
  Оригинальность:  в глаза не бросается. Разве только что "мир добрее, на улыбку, на одно доверие". Далее автор делает логическую ошибку: путает причину и следствие. До сих пор причиной была любовь, следствием -изменение в мироздании. В последней строфе наоборот. 
  Образность: интересны образы косы с "вплетённым" в неё "волшебством" и образ "крыльев", способных не только поднять под небеса, но и избавить от "одиночества" 
  Концептуальность: субъектно-объектные отношения дополняют друг друга, как причина и следствие. Внутренняя гармония позволяет видеть мир гармоничным, или же, как в третьем катрене, мировая гармония влияет на состояние души. 
  Ассоциативность: русские народные сказки, Пастернак "Мне снилась осень в полусвете стекол..." Оценка 3. 
   
  3. Попов И.Б. "Стансы" 
  Не своди нас к контрасту - 
  Без того далеки. 
  Поболтаем на равных, 
  Как порой старики - 
  После долгой работы, 
  За столом, близ огня... 
  Иль оставишь за бортом 
  И не вспомнишь меня? 
  II 
  Знаю, спустишь на волны 
  Быстроходный челнок, 
  Чтоб отчалить мне. Вот бы 
  Возвратиться я мог! 
  Но не впустишь обратно - 
  С червоточиной я. 
  И на солнце есть пятна, 
  Дорогая моя! 
  III 
  И на солнце есть пятна, 
  Как сказал бы Бодлер - 
  И об этом стократно 
  Под конец пожалел. 
  Знаю, все небезгрешны, 
  Но ведь жизнь такова, 
  Что монета без решки - 
  Как без плеч голова. 
  IV 
  Не на деньги играем, 
  А от скуки. Небось, 
  Чтоб открыть двери рая, 
  Соблюдать нужно пост. 
  Не хотим. И не будем. 
  И - признаюсь тебе - 
  Очень скоро забудем 
  О любви и т. п. 
  V 
  Не забыл. И не стану, 
  Потому что тогда 
  Вмиг я сделаюсь старым. 
  Неживая вода - 
  Это наша усталость, 
  Мысль о том, что пора, 
  Чтоб рубца не осталось, 
  Сбросить сердце с одра. 
  VI 
  Нет! Я буду по капле 
  Умирать молодым. 
  Это лучше, чем кануть 
  В Лету старцем седым. 
  Лучше как Маяковский - 
  Застрелиться, пока 
  Равнодушия кольца 
  Не обвили бока. 
  VII 
  Почему все глаголят, 
  Что жесток этот мир? 
  Не жесток - а не понят 
  И по-своему мил. 
  Просто есть что-то в людях, 
  Что не даст пренебречь 
  Болью - малой ли, лютой, - 
  Сбросить тяготы с плеч. 
  VIII 
  Потому и не можем 
  Не искать идеал - 
  Он вовек невозможен, 
  Что даёт нам накал 
  Негативных эмоций. 
  Полюби же меня - 
  Беспокойного монстра, 
  Ненавистника дня. 
  IX 
  Полюби - и увидишь: 
  В небе вспыхнет звезда! 
  Я, конечно, не витязь, 
  Но и ты не всегда 
  Смотришь энтой Мадонной. 
  Полюби - и поймёшь: 
  Наконец-то ты дома! 
  Мир отныне не мёртв! 
   
  Тема: неразделённая, но небезнадёжная любовь 
  Идея: Жизнь без любви невозможна, потому что противоречит самой идее существования мира. 
  Средства художественной выразительности, образность и сразу об оригинальности: стихотворение представляет собой девять восьмистиший. В каждой из "октав" тема получает дополнительное звучание, обрастает новым мотивом, раскрывается в новом образной системе. В первой "октаве" показательно сравнение "как порой старики". Чувство "устарело", но было ли оно? 
  Во второй интересен образ челнока, отчаливающий от берега надежды и любви. Двоякое значение слова "отчаливать" тонко обыграно автором и делает ситуацию почти драматической: 
  Но не впустишь обратно - 
  С червоточиной я. 
  Во второй и третьей "октаве" возникает авторская аксиома "и на солнце есть пятна". Честно говоря, непонятно почему она приписывается Бодлеру. Образ монеты, которой не стоит человеческая жизнь приобретает новое звучание: 
  ... монета без решки - 
  Как без плеч голова. 
  В четвёртой "октаве" несколько банальных метафор "двери рая", "любовь -игра", а сокращение "т.п." ещё более добавляют типичности и предсказуемости любовной ситуации. 
  В пятой "октаве" мотив старения без любви становится ведущим, а образ "неживой воды- усталости" как бы подводит итого былому. 
  Однако шестая "октава" вдруг пробуждает страстное противоречие, которое резко контрастирует с её "усталостью": 
  Нет! Я буду по капле 
  Умирать молодым. 
  Это лучше, чем кануть 
  В Лету старцем седым. 
  Далее возникает образ "монстра" - "ненавистника дня" и отношения лирического героя и героини переходят в стадию демонических; 
  Но и ты не всегда 
  Смотришь энтой Мадонной. 
  Размер стихотворения: "Нет! Я буду по капле" /_/ _ _/_ тяготеет к хорею, однако имеет лишний безударный слог между вторым и третьим слогом, что делаю строку неровной, ритм сбивчивым, а содержание нервным. 
  Концептуальность: мир прекрасен, но увидеть это красоту может не каждый. Интересна авторская формула: любовь= молодость= дом=жизнь. 
  Ассоциативность: Бодлер "Соответствия", Пушкин "Стансы", Лермонтов "Я не для ангелов и рая", Александр Кушнер "Быть нелюбимым! Боже мой!" и Иосиф Бродский "Теперь все чаще чувствую усталость" Оценка 4 . 
   
  4. Галашева Ирина "Полуденным зноем, черёмухи ветром" 
  Полуденным зноем, черемухи ветром 
  Что буйствует в нашей крови? 
  Все залито лунным обманчивым светом 
  На пыльных дорогах любви. 
  И я не смогу рассказать без опаски, 
  Что - правда, что - каверзы лжи: 
  Быть может, здесь ожили старые сказки. 
  А, может, живут миражи. 
  Быть может, ты прав: лишь иллюзия - крылья, 
  Любовь - прихоть, химия, бес... 
  Но утром искрятся следы звездной пыли 
  На стоптанных туфлях принцесс. 
   
  Тема: любовь в её бесконечности и непостижимости. 
  Идея: Любовь разлита в воздухе, в мироздании, любовь - первооснова Бытия. Она неоднозначна, порой парадоксальна, необъяснима, но она есть, и это неоспоримый факт. 
  Средства художественной выразительности: стихотворение не имеет делений на катрены и представляет собой единый текст, состоящий из 12 строк. Рифма перекрёстная, точная имеет фонетическое совпадение двух последних слогов. Кроме того авто умело использует сочетание женской и мужской рифмы. Ритмическая организация неровная, Идёт постоянное чередование короткой и длинной строки. Соответственно размер "Полуденным зноем, черемухи ветром" 
  _/__/__/_ _/ _ 
  Что буйствует в нашей крови? 
  _/ __ / _ _ / 
  Представляет собой усечённый амфибрахий в первом слоге и в каждой нечётной строке имеющий дополнительный безударный слог. Немного сбивчивый темп быстрого вальса. Риторический вопрос в начале текста задаёт определённую интонацию повествованию. Вопрос, на который пока не нашли ответа. 
  Оригинальность и образность: завораживает первая строка - так как чувствуется нарастающее стремительное вальсовое кружение; "пыльные дороги любви" - весьма оригинальный авторский эпитет создаёт необычный образ: "пыльной", потому что маловостребованной или же, наоборот, "пыльной" от чрезмерной востребованности (не успевает почиститься), а возможно, "пыльной" , потому что не слишком "чистой". Более склоняюсь ко второму варианту, так как в конце стихотворения снова возникает образ "звёздной" пыли "на стоптанных туфлях принцесс". Снова возникает традиционный мотив любви-сказки, любви-чуда, любовь-химия, любовь -мираж, дающая крылья. 
  Концептуальность: любовь необъяснима, она существенно изменяет нашу жизнь, обманывает, приносит страдания, но как неудержимо и стремительно несёмся к ней через времена и космические мили. И счастливы одной иллюзией. 
  Ассоциативность: Братья Гримм "Стоптанные туфельки", Фет А. А. - "Любо мне в комнате ночью стоять". Оценка 5. 
   
  5. Бойку Владислав. "Я, видимо, что-либо совершил" 
  Твоя любовь - моё благословенье. 
  Твоя любовь - молитва обо мне. 
   
  И в Мире Горнем, и на самом дне 
  Я чувствую твоё прикосновенье. 
   
  Я, видимо, что-либо совершил 
  Достойное по сумме воплощений... 
   
  В единстве мыслей, дел и ощущений, 
  В единстве духа, тела и души. 
   
  Тема: Любовь - спасение, любовь - вознаграждение 
  Идея: Любовь дана ЛГ в награду за нечто великое, совершённое в прошлых жизнях. Это Божий дар. 
  Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: Стихотворение представляет собой восьмистишие, разбитое автором на четыре двустишья. Каждое из двустиший содержит лаконичную замкнутую микротему. Рифма кольцевая. Рифмуя 1 и 4 строки, автор создаёт кольцо. В этом четверостишии речь идёт о ней и её молитве, которую герой "чувствуют" всегда. Второе четверостишие - тоже кольцо. Это достаточно символично. Два кольца: мужское и женское. Три анафоры в столь коротком стихотворении "твоя любовь", "я", " в единстве" - своего рода возвращение к исходной микротеме "твоя любовь". Стихотворение лишено пафосных эпитетов и ярких метафор, однако имеет чёткую ритмическую организацию: "Твоя любовь - моё благословенье" _/_/_/ _/_/_ пятистопный хорей с лишним безударным слогом в конце каждой нечётной строки. Этот приём даёт возможность автору чередовать мужскую и женскую рифму, что, несомненно, соответствует оригинальному художественного образу: единство "Духа, тела и души". 
  Концептуальность: настоящая любовь даётся человеку в награду за нечто "достойное", совершённое в предыдущих воплощениях. Это - великий дар судьбы и Бога. 
  Ассоциативность: О. Хайям "Бог даёт -Бог берёт", Басё "Лунным сиянием берег, как златом усеян". 
  Оценка 5 . 
   
  6. Бойку Владислав. "Сокровенный танец двух начал " 
  Сокровенный танец двух начал - 
  Бесконечный танец во вселенной... 
  Тех начал, которые Нетленный 
  В сердце мирозданья повенчал, 
  Выделив из Самого Себя 
  Дух-Зерно - гармонию движенья - 
  Нежность и взаимопритяженье, 
  Силу жить и побеждать, любя... 
   
  Тема: любовь - основа основ. 
  Идея: Мир берёт своё начало в гармонии любви и "взаимопритяжении" 
  Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: необычная и яркая метафора: любовь - "танец двух начал" прекрасно дополняется эпитетами "сокровенный" и "бесконечный". Стихотворение представляет собой восьмистишие (октаву. Та же кольцевая рифма организует два кольца. Но так как в конце четвёртой строки нет точки, кольца как бы плавно перетекают из одного в другое. То же чередование мужской и женской рифмы, четырёхстопный хорей. Интересен образ Бога, именуемый "Духом - Зерном". 
  Концептуальность: сокровенное влечение и притяжение людей друг к другу обусловлено самим фактом существования мира, который создал "Нетленный", то есть Вечный Бог. 
  Ассоциативность: О. Хайям "Ад и рай - в небесах". Оценка 4 . 
   
  7. Шелухин Александр "Ночка" 
  Ночью дивной открою глаза 
  От манящего лунного света. 
  Тишина... Лишь старуха-гроза 
  Все ворчит, еле слышная, где-то. 
   
  Я не сплю. Потаенные сны 
  Надоело смотреть в одиночку. 
  Вот возьму, украду у весны 
  Чернобровую девицу-ночку, 
   
  Уведу ее к лежбищу гор, 
  В лунном блеске как будто не старых, 
  Разожгу там искристый костер, 
  И спою что-нибудь под гитару. 
   
  А она, разрумянясь со мной 
  От костра или песен раздольных, 
  Вдруг взовьется на небо зарей 
  И шепнет в наслажденье: "Довольно..." 
   
  Я вернусь к улетающим снам, 
  А душа не уймется, хохочет: 
  "Ну скажи-ка, мамаша-весна, 
  Не теряла ль сегодня ты дочку?" 
   
  Тема: любовь без правил и границ. 
  Идея: прекрасен мир, наполненный возможностью любить. 
  Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: любимым тропом автора, судя по всему, является эпитет. Так в данном стихотворении они достаточно выразительны: "дивной", "манящей", "потаённые", "искристый", "раздольных", "улетающим". Оживляют композицию, делая её неповторимо образной и олицетворения "старуха-гроза", "девица-ночка", "мамаша-весна". Раскрытию образа способствует и два введённых диалога. Стихотворение состоит из пяти катренов, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской рифмы -типичные для русской классики приёмы. Размер "Я вернусь к улетающим снам" /_/_/_/ тяготеет к хорею, но в каждой чётной строке имеет дополнительный безударный слог. Образная система тоже тяготеет к классической традиции, в том числе и цыганского романса: "лунный свет", "икристый костёр", "гитара", "украду... девицу-ночку". Однако есть и индивидуальные авторские находки: "старуха-гроза", "мамаша-весна", "девица-ночка". 
  Концептуальность: человек в своей любви всесилен. Он является частью мировой гармонии и потому на равных заявляет о себе мирозданию. 
  Ассоциативность: А Блок "Была ты всех ярче, верней и прелестней", "Приближается звук. И, покорна щемящему звуку...", В. Брюсов. "Итак, это - сон, моя маленькая...", С. Есенин "Видно, так заведено навеки..." Оценка 5 . 
 
    Продолжение
 <1 2 3 4 5 >
Поиск
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz