Четверг, 20.07.2017, 21:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Союз Писателей им. Голубой стрекозы

Меню сайта
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Продолжение продолжения

20. Даниэла Долина. 'Божественна' 
  Сквозь кружево безлиственных дерев, 
  Как парус, подгоняемый ветрами, 
  Скользила юбка шёлковая вверх: 
  Ступенька за ступенькой. Голый камень, 
  Обласканный подолами, блестел 
  Под солнцем уже умершего лета, 
  На шляпке танцевали пятна света 
  И тени обнажённых веток-стрел. 
  Мой взгляд заставил шляпку обернуться, 
  Владелицу её - поднять вуаль, 
  Взглянуть наверх: в глаза мне, мимо, вдаль... 
  Божественна... Не для меня. Как жаль!.. 
   
  Тема: Любовь несостоявшаяся. 
  Идея: Как часто из-за робости и нерешительности мы упускаем настоящее. 
  Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение написано одной строфой из двенадцати строк. Но автор виртуозно владеет рифмой. Первые четыре строки имею излюбленную многими авторами перекрёстную рифму, вторые четыре стоки -кольцевую, а последние четыре строки имеют выбивающуюся из рифмовки первую строку, и три строки имею параллельную рифму. Такая разнотипная рифмовка придаёт стихотворению ощущение свободного движения и необыкновенной лёгкости. Этому способствует и размер 'Сквозь кружево безлиственных дерев...' _/_ /_/ _/_/ - пятистопный ямб. Редкое сочетание одного из самых коротких размеров и длинной строки. Несколько замечательных метафор делают текст неповторимым и ярким: 'кружево... дерев', 'юбка-парус', 'ветки-стрелы'. Есть и ещё два не слишком распространённых в поэтической практике приёма: Анжабеман - перенос части слова или словосочетания из строки в строку: 
  ... Скользила юбка шёлковая вверх: 
  Ступенька за ступенькой. Голый камень, 
  Обласканный подолами, блестел ... смещает некоторые акценты восприятия текста; второй - антитеза - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Я бы добавила, доведённый автором до парадокса, очень неожиданного, непредсказуемого финала, никак не вытекающего из содержания текста. 
  Образность: образ движения, необычайной лёгкости скольжения, полной изящества и гармонии образ женщины контрастирует с образом ГГ , неготового к общению с Божеством 'Божественна... Не для меня. Как жаль!..' И горечь, и ирония, и подтрунивание над самим собой и сложившейся ситуацией. 
  Концептуальность: Прекрасному бриллианту нужно соответствующее оформление -Божеству необходимо соответствующее служение. Не каждый мужчина готов к такому служению. А жаль! 
  Ассоциативность: А. Блок 'Незнакомка', 'Вхожу я в тёмные храмы', Марина Цветаева 'Мне нравится...'. 
  Оценка 5 . 
   
  21. Фогель Лидия. 'Моей любви' 
  она жила 
  наперекор тому, что было. 
  она жила 
  наперекор тому, что есть, 
  она жила 
  забытой и бескрылой 
  и берегла зачем-то свою честь. 
  она была 
  счастливой и богатой 
  и преданной, 
  как самый верный пёс. 
  она была 
  невольно виноватой, 
  за то, что умирала... 
  не всерьёз. 
   
  моей любви, нечаянно рождённой, 
  живучей несмотря и вопреки, 
  такой ненужной и такой бездонной, 
  я посвящаю все свои стихи. 
  25.06.09 
   
  Тема: любовь безответная. 
  Идея: любовь сама решает, где ей быть, когда приходить и уходить, кого любить. 
  Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение содержит две строфы. Первая состоит из пятнадцати строк, организованных преимущественно по тонической системе стихосложения, вторая организована классически, силлабо-тонической системой стихосложения. Данная авторская задумка довольно оригинальна и придаёт первой части особую ритмичность, а вторая часть ведёт к определённому завершению: констатации факта. Интересен приём единоначатия 'она была' и как вариант 'она жила'. Словно сам факт существования чувства не имеет право подвергаться сомнению. Весьма характерно и употребление эпитетов-антиподов 'забытой и бескрылой', 'такой ненужной и такой бездонной'. Автор словно подчёркивает необратимость ситуации и, в то же время, её напряжённую нелепость. Однако она находит прекрасный выход из положения: неразделённое чувство становится музой и даёт автору возможность писать стихи. Да ещё какие! Образность: чувственность, чувство, в разных обликах и ипостасях. И даже банальный 'верный пёс' звучит естественно и уместно. 
  Концептуальность: любовь не бывает безответной. В том плане, что она всегда отвечает, тому, кто любит, взаимностью. 
  Ассоциативность: Марина Цветаева ' Моим стихам...', 'Любовь!', Ю. Друнина 'Не бывает любви несчастливой'. 
  Оценка 5. 
   
  22. Сошенко А.Ф. 'Не верь, не бойся, не проси' 
  Не верь, не бойся, не проси. 
  Из поколенья в поколенье 
  Передается, как моленье, 
  Три отрицания простых. 
   
  А ты поверила ему, 
  Как никому до той минуты, 
  В одно мгновенье жизнь всю спутав, 
  Сама не зная, почему. 
   
  А ты боялась, что твой сон 
  Уйдет порою предрассветной, 
  Растаяв с дымом сигаретным 
  За столиком на двух персон. 
   
  А ты просила небеса 
  Нет, не любви его признаний. 
  Хотя б отсрочить расставанье: 
  На день. На час! На полчаса!! 
   
  Но он ушел. И где взять сил, 
  Чтобы в любовь поверить снова, 
  Когда стучат в висках три слова: 
  Не верь, не бойся, не проси. 
  (27 января 2009) 
   
  Тема: грустная. Коварный соблазнитель покинул любящую его девушку. 
  Идея: ещё грустнее. Чтобы не ошибаться, не надо влюбляться. 
  Средства художественной выразительности и оригинальность: жанр романс. Состоит из пяти классических четверостиший. Каждая из пяти строф образует внутреннее кольцо. Это создаёт ощущение замкнутого круга. На это же играет и внешняя рифма, организуемая повтором первой строки в конце стихотворения. Приём единоначатия 'А ты' трижды подчёркивает мысль о том, что девушка рискнула вырваться из круга 'трех отрицаний' и теперь страдает. Характерно, что этой анафоре противостоит в последней строфе антитеза 'Но он'. Оригинальных метафор, сравнений, самобытных эпитетов я, к сожалению, не обнаружила. 
  Образность: яркого запоминающегося образа тоже. На первое место выходят то ли воспоминания героини, то ли упрёки самой себе 
  Концептуальность: разорвав один замкнутый круг, определённый тремя правилами, человек попадает в другой. И так, пока не смирится и не поверит молитве, которая передаётся из поколения в поколение, А потом передаст эту молитву в назидание своим детям. 
  Ассоциативность: Романс М. Пойгина 'Не уходи, побудь со мною', Марина Цветаева 'Вчера ещё в глаза глядел', А. Ахматова 'Я научилась просто мудро жить'. 
  Оценка 4. 
   
  23. Попова А.Р. 'Жертва' 
  Всё принять, всё простить - и вынести, 
  Я сама вас веду к алтарю. 
  Я любви не прошу, как милости, 
  Я, как милость, её дарю! 
   
  Вы нежны, влюблены и молоды, 
  Перед вами лежат века. 
  Будьте счастливы, словно голуби, 
  Два игрушечных голубка. 
   
  Вот и всё, а моей погибелью 
  Просто можете пренебречь. 
  Что ещё... ах, да, береги его, 
  Он не будет себя беречь... 
   
  Вы изменитесь, вы излечитесь, 
  В мире нет нерушимых уз, 
  Если встретите - не замечу вас, 
  Если кликните - отвернусь. 
   
  Будьте счастливы! Знаю - будете, 
  Так случилось, так суждено. 
  Если помните - позабудете, 
  Если судите - всё равно... 
   
  Но не надо судить. Дорогие мои, 
  Это вырвалось, как упрёк. 
  Что ещё... ах, да, береги её, 
  Как никто меня не берёг... 
   
  Тема: любовь несчастная, безответная. 
  Идея: самопожертвование во имя счастья любимого благородно, но очень грустно. 
  Средства художественной выразительности и оригинальность: Стихотворение состоит из шести катренов, рифмуется каждая чётная строка, рифма перекрёстная, мужская. Нечётные строки не рифмуются и организуются только за счёт ритмического сочетания ударных и безударных слогов. Размер 'Всё принять, всё простить - и вынести' /_//_/_/_ /, 'В мире нет нерушимых уз' /_/_/_/, 'Но не надо судить. Дорогие мои' /_/_ _/_ _ /_ - очень не стабилен. Оригинальных художественных приёмов нет. Разве только что употребление многоточий в третьей, пятой и шестой строфе. Возникает мотив недоговорённости, и отчуждённости. Из традиционных приёмов употреблён приём единоначатия (анафора): в первой строфе трижды появляется местоимение 'я'. Такое впечатление, что героиня сама себе вынесла приговор, а также в четвёртой и пятой слово 'если'. Страдающая женщина, во имя счастья любимого готовой пожертвовать своей любовью. Несколько непонятная ситуация: кто она ему - бывшая возлюбленная? Но, по всему выходит, она намного старше его. Отсюда и почти материнская жертвенность. 
  Образность: Умилили и спасли ситуацию 'два игрушечных голубка'. Возможно, от того, что сразу представилась эмблема нашего конкурса. 
  Концептуальность: Жертва на алтарь семейного счастья бывшего возлюбленного - это так по-женски самоотверженно и так типично. 
  Ассоциативность: А. С. Пушкин 'Я Вас любил...', М. Цветаева 'Святая ль ты, иль нет тебя грешнее', 'Вчера ещё в глаза глядел'. 
  Оценка 4 . 
   
  24. Елиссев А.И. 'Домой' 
  Домой! 
  Домой! Домой - к убранству кружев 
  На занавесках, в полумрак. 
  Домой - где ждёшь меня на ужин, 
  Спешу, лечу на всех парах. 
   
  По этим улочкам щербатым, 
  Где каждый камушек знаком, 
  Где провожал тебя когда-то 
  Двадцатилетним пареньком. 
   
  Холодный ветер дышит в спину. 
  Опять зимы подходит срок, 
  И пальцы без перчаток стынут... 
  Домой, домой - "на огонёк". 
   
  Домой - где так уютен вечер 
  С тобою, добрый ангел мой... 
  - Домой! - толкает в спину ветер, 
  И провода поют: "Домой!" 
   
  Домой - от шума городского, 
  От ежедневной суеты. 
  Домой - где каждый вечер снова, 
  Как в первый раз, встречаешь ты. 
   
  Тема: любовь, не умирающая с годами. 
  Идея: любовь даёт человеку пристанище, уют, счастье. 
  Средства художественной выразительности и оригинальность: жанр романс, стихотворение состоит из пяти катренов, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской. Гармоничное сочетание мужского и женского начала придаёт стихотворению стабильность и прочность. Выразительным средством, несомненно является десятикратный повтор слова 'домой', приём повтора сочетается с анафорой. Несколько традиционных эпитетов 'улочкам щербатым', 'шума городского' весьма уместны и являются логическим продолжением авторской идеи. 
  Образность: образ дома, как главного человеческого пристанища, к которому ведут все пути и дороги. Образ, наполненный теплом и нежностью. Он манит, он ждёт, он знает, что придём. 
  Концептуальность: Дай Бог, каждому иметь такой дом! 
  Ассоциативность: А. Блок 'Незнакомка', С. Есенин 'Низкий дом с голубыми ставнями...', 
  Оценка 5 . 
   
  25. Зотов Д.В. 'Песнь о надежде' 
  Далеко-далеко, на чужом берегу, 
  Там, где воют ветра, словно черти, 
  Одинокий моряк ковылял по песку. 
  Он был стар, он был в шаге от смерти. 
   
  Его руки морщинисты, взгляд помутнел, 
  Только память тверда, как и прежде. 
  И шептал он ту песню, которую пел 
  В годы юности. Песнь о надежде. 
   
  Пел её он для девушки, нежной, как сон, 
  Танцовщицы в портовой таверне. 
  Он не ведал тогда, что навеки влюблён, 
  Что, как пёс, ей останется верным. 
   
  А она танцевала легко, словно тень, 
  Беззаботная и неземная. 
  И не знала она, что есть ночь и есть день. 
  Озорная. Шальная. Слепая. 
   
  Он сидел там полночи, не ел и не пил, 
  Завороженный, грустный, ранимый. 
  А затем, рано утром, корабль уплыл, 
  Унося его вдаль от любимой. 
   
  Он поклялся тогда, что вернётся в тот порт. 
  Он о чуде молил даже звёзды. 
  Он сдержал своё слово, но лишь через год, 
  Когда было, увы, слишком поздно. 
   
  Отыскал он любимую там, где пути 
  Обрываются высшею силой. 
  "Почему?" - крикнул он. Но ответ не найти. 
  Только пели ветра над могилой. 
   
  Он стоял на коленях, беззвучно рыдал 
  И траву под крестом гладил нежно. 
  И сухими губами в ночи зашептал 
  Ту прекрасную песнь о надежде. 
   
  Хриплый шёпот его растворился во тьме - 
  Небеса безразличны к страданьям. 
  И тогда за штурвалом он встал на корме 
  И отправился к вечным скитаньям. 
   
  Бороздил он моря, словно раненый кит, 
  Предавался безумным порокам, 
  Но любовь оказалась прочна, как гранит, - 
  Ему было везде одиноко. 
   
  И спустя много лет, на исходе весны, 
  Став уже пожилым капитаном, 
  Он повёл свою шхуну на гребне волны 
  К островам посреди океана. 
   
  Приказал он команде вернуться домой: 
  "Ждут, ребята, вас жёны и дети". 
  Сам же прыгнул за борт в невысокий прибой 
  И остался один на рассвете. 
   
  Отыскал он то место, где боль и тоску 
  Мог излить, как молитву, словами. 
  Это был дикий пляж на чужом берегу, 
  Позабытый людьми и богами. 
   
  И когда, как пожар, небосвод заалел, 
  Простираясь над бездной безбрежной, 
  Зашептал он ту песню, которую пел 
  В годы юности. Песнь о надежде. 
   
  Свято верил он в то, что волшебный мотив 
  Лишь окрепнет на вольном просторе, 
  И тропический бриз, эту песнь подхватив, 
  Унесёт её в синее море. 
   
  Полетит она с ветром за тысячи миль, 
  Станет снегом, дождём или градом, 
  Усмирит ураган, обратив его в штиль, 
  Закружит золотым листопадом. 
   
  Прикоснётся прохладным дыханьем к щеке, 
  Исцелит, словно шёпот любимой. 
  И как память о нём, о простом моряке, 
  Прозвучит серенадой красивой. 
   
  И найдёт свой приют в чьих-то юных сердцах, 
  Их наполнив добром и терпеньем. 
  И они ощутят, как рассеялся страх, 
  Одиночество, гнев и сомненья. 
   
  И они сохранят её тысячу лет, 
  Чтоб жила эта песнь, как и прежде. 
  Ибо, что есть у нас? Только новый рассвет 
  И прекрасная песнь о надежде. 
   
  Тема: любовь бескорыстная. 
  Идея: если сам не можешь быть счастлив в любви, поделись ей со всем миром, и возможно кому-то улыбнётся удача. 
  Средства художественной выразительности и оригинальность: явное совмещение жанров лирической песни и баллады. Назовём его лирической балладой. Редкий в нашей литературе жанр, однако он довольно часто встречался в литературе немецких романтиков конца 18 - начала19 века. Стихотворение состоит из 19 катренов, Рифма перекрёстная. Чередование мужской и женской рифмы. Размер 'Далеко-далеко, на чужом берегу' _ _ /_ _ /_ _/ - трёхстопный амфибрахий. Как уже неоднократно говорилось, этот размер имеет ритм медленного вальса. Отсюда особая мелодичность текста. Это и даёт автору право называть свой текст 'песней'. Особую эстетическую роль в данном стихотворении, как и должно быть в песне, выполняют эпитеты: 'чужом берегу', 'одинокий моряк', 'прекрасная песнь', 'прохладным дыханием', 'золотым листопадом'. Анафор несколько: союз 'и' начинает строку пятнадцать раз, местоимение 'он' восемь раз. Сравнительные обороты подчёркивают драматизм ситуации; 'как гранит', 'как молитву', ' как пёс'. Ситуация типичная, но многозначная, без конца повторяющаяся. Страдание и любовь всегда идут рядом. 
  Образность: Традиционно романтическими предстают и образы героев: одинокий моряк и слепая танцовщица из 'портовой таверны'. Образ моря-стихии и внезапно нахлынувшего чувства перекликаются между собой. Любовь, которая не умирает даже после смерти возлюбленной. 
  Концептуальность: любовь - это не просто состояние души одного человека. Любовь -это песня на все века, пространства и расстояния. 
  Ассоциативность: Генрих Гейне. ' Лорелея' в переводе А. Блока, Федерико Лорка 'Танец'. 
  Оценка 5 . 
   
  26. Фогель Лидия 'А была будто ... кружево' . 
  Была белой, пушистой, 
  стала серой, безликой. 
  Была ясной и чистой, 
  захлебнулась от крика. 
  Надорвалась от боли, 
  камнем вниз полетела. 
  Незавидная доля, 
  душа... опустела. 
  А казалось - навечно. 
  А все думали - сказка. 
  А слова вдруг картечью 
  по любви... 
  чёрной краской. 
  И в глазах - ни просвета: 
  ни дорожки, ни тропки. 
  Вот и кончилось лето, 
  так безмолвно, так громко. 
  И любовь вмиг из белой 
  сразу стала не нужной. 
  Как дрова прогорела, 
  а была... 
  будто кружево. 
  31.12.07 
   
  Тема: любовь, которую из цветной превратили в чёрно-белую. 
  Идея: разрушенную гармонию восстановить невозможно. Убитое чувство не воскресить, однажды 'распрямлённое' снова кружевом не сплести. 
  Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение написано одной строфой. Рифма перекрёстная, чередуется мужская и женская рифма. Снова встречаем приём переноса особо смыслосодержащих слов и словосочетаний в начало следующей строки. Замечательно в эту 'кружевную' историю вплетается антитеза белого и чёрного цвета. И снова неожиданный финал 'была... будто кружево'. Уникальное сравнение. Интересное и глубокое насыщенное содержание. 
  Образность: образ любви-кружева, счастливого беззаботного чувства противостоит образу сгоревшей кучки дров. 
  Концептуальность: мир безлик, пошл и бесцветен без любви. Но сама она достойна воспевания. 
  Ассоциативность: М. Цветаева 'Любовь', В. Хлебников, 'И я свирел в свою свирель...', С. Есенин 'Туча кружево в роще связала...' 
  Оценка 5 .

 <1 2 3 4 5 >
Поиск
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz