О высоких каблуках и их подкаблучницах (ответ на отзывы членов "высочайшего" жюри конкурса "Высокие каблуки"
Ох, и понравилось мне, господа писать рецензии на чьи-то рецензии. Когда Катенька и Риточка на СИ зарегистрировались, я переживала. Одна рассказы шлёпает, романы пишет. Другая стихи. Такие, что за душу берут. Одна я не при деле. И вдруг такая удача! Катенька определили меня своей штатной критикессой. Оно и правильно. Когда ей от придирок и всяких незаслуженных обвинений отписываться. Ей бессмертные творения создавать надо. А я значит, как верный страж на защите её интересов. Сначала у нас была "Триммера". Хороший получился дебют - скандальный. И хотя Катюша переживала, я была довольна. И мои скромные способности подруге пригодились. Потом были "Высокие каблуки". Конкурс, скажу, уникальный тем, что там с жюри спорить совсем нельзя. А мнение своё отстаивать и подавно. Это у них, видите ли, - признак дурного тона. Но когда результатом нашего участия в конкурсе стали нижеуказанные отзывы, я поняла: моё призвание - КРИТИКОВАТЬ КРИТИКОВ. Так что, дамы, не обессудьте.
Марьиванна. Монстра. Атя Black
[В конце от сентиментальности глаза защипало.
Несколько опечаток, запятые лишние есть. Мнится недопродуманным.
Не комедия, не романтическая. ]
Отличный отзыв или рецензия. Как хотите. Глубина мысли на лицо, умение видеть в тексте главное - потрясающее. Личное впечатление на поверхности. Это тот редкий случай, когда краткость сестра не только таланта, но и (если поругать не за что, а хвалить не велено) сестра порядочности. Настораживает слово "мнится". Что-то чрезмерно философское. Имеет мнение или просто мнительная очень Атя, остаётся только догадываться. Про "недопродуманным" уже и говорить не надо. Даже компьютер возмущается. Но мы-то знаем, что хотела сказать автор.
Не - приставка с отрицательным значением, до- приставка со значением завершения действия. И вот Вам первый парадокс. Так "не" или "до". Действительно "великий и могучий" русский язык!
Я уж об определении понятий молчу. Катя написала: что "сентиментализм" или сентиментальность (чрезмерная чувственность) и есть составляющая черта романтического метода. Но... Бог с ним, с романтизмом. Главное преступное деяние авторицы рассказа "Монстра" в том, что она незаслуженно приписала себе лавры комедийной писательницы.
Марьиванна. Монстра. Руна Аруна
[Точку в названиях не ставят.] Это правда. А вот в вашей рецензии стоит.
[ Что-то невероятное. Во-первых, к романтическим комедиям не имеет никакого отношения. Во-вторых, классический случай, когда провальное исполнение губит неплохую идею. В-третьих, изложено настолько косноязычно, что, кажется, нужно править чуть ли не через фразу. ]
Править. Править! Немедленно править. Ради этой самой неплохой идеи!
[Начало: '- Монстра! - крикнул кто-то в приоткрытую дверь. Вероника Андреевна не повернула головы в сторону двери и даже не смутилась.' - Когда такое видишь с самого начала, уже настраивает соответствующим образом... Вторая 'дверь' явно лишняя.]
Вторая "дверь"? Вот новости. На три раза рассказ перечитывала. Так и хочется спросить словами Митрофана Простакова "Это кака така дверь? Котора в чулане...?" Которая, во второй главе что ли? Но она квартирная. А как же без неё. Всё-таки ГГ не бомжиха, а учительница. Как совсем-то без двери? Тем более она женщина молодая, одинокая. Нет. Я против. Вторая дверь быть должна. Что ж в угоду всяким критикессам проходной двор устраивать?! А вот тире перед словом "когда" действительно лишнее!
[И дальше в тексте такие повторы то и дело встречаются. Надо бы их поубирать. Потому что они в этом рассказе - не часть стиля, а результат то ли слепоты, то ли небрежности].
"Поубирать"? Это ничего, что такого глагола в русском языке нет. И быть не может. Дело в том, что глагол "убирать" несовершенного вида. Чтобы превратить его в глагол совершенного вида действительно можно прибавить приставку. Но не в этом случае. Потому что у данного глагола уже есть брат-двойник совершенного вида "убрать". Так кто из вас двоих ещё правила новые изобретает? Но об это мы ещё скажем.
[ 'Боятся, значит, уважают, решила она. Хуже, когда над тобой смеются. Вот и сейчас по лицам одиннадцатиклассников заиграли недвусмысленные улыбки.' - Где логика? Либо боятся и уважают, либо недвусмысленно смеются, вот и сейчас... ]
Опять лишнее тире. Это что ноухау такое? А дальше-то глубочайшее умозаключение человека, который в школе если и учился, то давным-давно. И уж точно не дня не был учителем. Психология старшеклассников резко отличается от психологии того же шестиклассника. Это младшего школьника можно "запугать". Но не подростка, который держит в страхе всю школу. Это я вам как педагог психолог... по секрету.
[Кстати, по поводу пунктуации. Была поражена в самое сердце диковинными наборами точек, пробелов и запятых:
'Хотя... , пожалуй, ... есть.'
'Отпусти..., пожалуйста, ... не надо.' ]
Ну, по поводу пунктуации вы тоже не блещете знаниями. А многоточие мне понятно. Паузы большие между словами, которые непредвзятый читатель заполняет либо состраданием, либо размышлением. Классический прецедент есть, М. Ю. Лермонтов "Мцыри".
[От лишних местоимений просто в глазах рябит... Больше половины нужно убирать. ]
Так ведь на то они и местоимения. Чтобы их употреблять вместо существительного, прилагательного, причастия и иногда числительного. Глаголами заменять мы пробовали - не получается. К тому же уважаемая критикесса не обратила внимание на тот факт, что повествование в рассказе ведётся от лица ГГ. Хотя и в третьем лице. Она постоянно смотрит на себя со стороны. Контролирует каждое своё слово. Каждую свою эмоцию. Отсюда и частотность местоимения "она". Как ей себя ещё именовать?
Ну, очень коряво рассказ написан. Не читаешь, а продираешься. Вот, например:
[ - 'Нимало удивила'? Так по-русски не бывает.]
Странно. А вот академик А.Н. Тихонов так не считает. В его словообразовательном словаре встречаются оба варианта наречия "немало" и "нимало" . Загляните. Москва. Русский язык. 1985. Стр. 568. Статья за ? 68.
[ И непонятно, почему одиннадцатиклассники удивились. Вероника Андреевна весь урок говорит. И урок этот еще не кончился. Более того, она только что сказала: 'Давайте продолжим урок!' ]
Потому и удивились: что они добро на продолжение как бы ни дали, а она вопреки их воле продолжила...
[В рассказе постоянно встречаются фразы, составленные словно бы иностранцем, с
использованием словаря. К примеру:
'она замолчала, так как громкий хохот прервал её'
'Вероника достигла спиной дверей собственного кабинета, дёрнула ручку.'
'Та, посоветовавшись с директором, кивнула головой.' - А могла бы кивнуть не головой?!]
Странное наблюдение. Какого словаря? Непонятное мне замечание. Штампованно-канцелярски звучит - согласна. Но и здесь в погоне за уничижающими мелочами не увидели главного. Героиня играет. Играет для самой себя. Театр одного актёра для одного зрителя. Поэтому постоянно видит себя со стороны. Потому-то и комедия!
[ 'Она задвигалась в так музыке' - Гм... Куда? ]
Так это... Туда-сюда. Туда-сюда. Снова туда-сюда. А потом опять туда-сюда. А вы когда танцуете, куда двигаетесь?
[ 'Новенькая. Кажется, Наташа Зуевская.' - (опять ваше тире) Кажется?! Что, в классе много новеньких? Или работающей не первый год учительнице так трудно запомнить единственную в классе обладательницу 'недоумённых и терпеливых' глаз?]
Увы и ах. Так оно и есть. При нагрузке тридцать шесть и более часов. Когда ежедневно по шесть-семь уроков. В параллели пять одиннадцатых классов наполняемостью тридцать -тридцать пять человек. Пофамильно не всех помнишь. А в одиннадцатом техническом один урок в неделю.. . Да что я вам говорю. В школе работать - это не санскрит изучать.
['Вы' в диалогах с большой буквы написано. И в косвенной речи тоже. С чего бы это вдруг? Новые правила ввели? ]
Опять же учебник русского языка (6 класс) с вами не согласен. Но я так и быть, исправлюсь. Видите, вас уже строго с маленькой буквы. Ну, и правда, какие между нами вежливо-уважительные отношения, не до церемоний.
[ Она его только что 'подошвой колотила по спине'. Она туфлю перехватила, что ли? Чтобы удобнее каблуком глаза было выбивать? ']
Именно перехватила. А в состоянии аффекта чего не сделаешь?!
[чего ему на пол 'осаживаться'? Ежели он плечами дергает так, как выше описано, сомневаюсь я, чтобы рассеченная бровь его на пол уложила. ]
Во-первых, не "уложила", а "усадила". Видимо, больно ему было. Да ещё фактор неожиданности. Вас когда-нибудь учительница туфлей в глаз била? То-то. Ещё не понятно, как бы вы себя в этой ситуации повели.
[' - Ну, ужас же. Борьба Чужого с Хищником. Или их обоих против дверного косяка. Но эротично. Особенно про почку. ]
О! в точку попали. Особенно, если учесть, что ей больно и страшно, а ему смешно и приятно.
И коронное место:
[ 'Сашка убрал с лица руку. Глаз был на месте. А вот бровь над глазом была рассечена до самой кости. Кровь тонкой струйкой стекала по щеке и подбородку на белую футболку.' - 'Был-была'.]
Опять вторая дверь? Понятно. Я тут на досуге книжку сыну читала. Хорошую. Цитирую.
" Денисов поговорил что-то шёпотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и ДЕНИСОВА.
Когда они ПРОЕХАЛИ, ДЕНИСОВ тронул свою лошадь и ПОЕХАЛ под гору. Петя ЕХАЛ рядом с ДЕНИСОВЫМ. Становилось всё светлее и СВЕТЛЕЕ, только туман скрывал отдалённые предметы. СЪЕХАВ вниз и оглянувшись назад, ДЕНИСОВ КИВНУЛ ГОЛОВОЙ КАЗАКУ, стоявшему поле него. КАЗАК поднял руку, раздался выстрел. И в тоже мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и ещё ВЫСТРЕЛЫ.
В ТОЖЕ МГНОВЕНИЕ, как РАЗДАЛИСЬ первые звуки ТОПОТА и КРИКА, Петя, ударив СВОЮ ЛОШАДЬ и выпустив поводья, не слушая ДЕНИСОВА, КРИЧащего на него, ПОСКАКАЛ ВПЕРЁД."
Узнали? Конечно. Петя Ростов. Отрывок из романа Л. Н. Толстого "Война и мир". Видите сколько повторов. И "головой кивать" великий классик не гнушался.
Представляю, Руна, если бы вы жили в то время. Бедный классик! Ну, пошли дальше.
[ Напомним, что дело происходит в 'тёмном коридоре'. И что учительница вряд ли танцевала в туфлях на железных шпильках. ]
Да мы ведь уже в комментариях писали. Тут явно Марьиванна "накосячила". Какие туфли? Какие шпильки? Лапотки - летом, пимики -зимой.
[Но, допустим, она своим каблуком таки рассекла ученику бровь прям аж 'до самой кости'. И, допустим, эта учительница страдала ноктолопией и когда-то закончила курсы медицинских сестер, почему и сумела сразу же, да еще в темноте, определить характер повреждения. ]
Ноктолопией обычно не "страдают". "С ней живут и умирают". Это я поэта процитировала. И потом школьный коридор не настолько тёмный, чтобы не увидеть выражение глаз или кровь на лице.
Нет, курсы медсестёр учителя не проходят. Но в каждом педагогическом вузе есть предмет: типа НВП, ОБЖ, ГО и т.д. Все учителя военнообязанные. И по окончанию вуза получают звание "младший сержант медицинской службы". А потом на учёте в военкомате до 50-ти лет стоят. Учения и переподготовка раз в три года. Так что Руна... ехидство ваше тут совсем неуместно.
[А Сашка, наверное, инопланетянин? Раз у него при рассеченной до самой кости брови 'кровь тонкой струйкой' стекает по щеке... У людей обычно при глубоких рассеченных ранах на лице или голове кровотечение обильное бывает.]
Дальше вы тут бредите явно. Про инопланетянина опускаю. А про кровотечение скажу.
Кровотечение зависит от вида повреждения сосудов (артерия, вена, капилляры), высоты артериального давления и характера раны. При резаных и рубленых ранах кровотечение наиболее выражено, при остальных менее. Да, на лице больше капилляров. Но мы же не знаем характер повреждения. И автор этого не уточняет. И опять же "тонкой струйкой" это не значит мало! Да к тому же Сашка явный отморозок, а у отмороженных не бывает обильного кровотечения. Ну, в общем, это я вам как врач-ветеринар....
[ Как я уже сказала, идея неплохая. Но персонажи не прописаны совсем. Так и остались банальными набросками. Монструозная, но тонко страдающая внутри 'учителка', плохая хорошая девочка и вовсю положительный хулиган (удивительно, кстати, что 'мерзавец Мохов, районный хулиган и двоечник, циник и негодяй, выродок и ублюдок, сын одинокой пьющей матери, которого не могут призвать к ответу (, не хватает) ни директор школы, ни участковый', вполне себе доучился уже (тоже) аж до одиннадцатого класса).]
Опять же бредите от незнания специфики образовательного процесса в обычной общеобразовательной школе. Это вам не гимназия. Учим всех, кто пришёл. Их, таких Сашек, в каждом "техническом" (это которые раньше под литерами "Г" и "Д" были). У нас в стране, между прочим, обязательно всеобщее среднее образование. А учителя граждане законопослушные.
[ Вообще же, довольно странное ощущение от главной героини. Налицо пожилая сексуально подавленная тетка, работающая в школе... В 2009-2010 учебном году?]
Конечно, тётка. Конечно, пожилая. А отплясывала, как молодка. Лет двадцати пяти - семи-восьми. И, разумеется, сексуально подавленная. Тем же Сашкой Моховым в коридоре. Вы сами-то понимаете, что пишете? Запятые лишние находите, а смысла прочитанного совсем не улавливаете.
[А вот в рассказе фигурирует портфель. Разве одиннадцатиклассники носят сейчас в школу портфели? ]
Всё. Мне плохо. Живот лопнет от смеха.
[ Жаль... ]
А нам не жаль. Давно так не веселились.
Я просто думаю: это же насколько надо завидовать человеку (т.е. моей Катеньке), чтобы вот так не побояться выставить себя на посмешище на весь СИ.
Марьиванна. Монстра Филатова С.А.
[ Опять же, спутана номинация. Но мое дело маленькое, и буду резать баллы. Или прошу мне указать, где тут юмор. Я бы скорее отнесла рассказ к эротике. Поскольку она тут присутствует. Весь конфликт центрового умницы-хулигана и одинокой учительницы, спящей с плюшевым мишкой, будоражит чувственность. Заступничество, насилие, каблук, мужская харизма и снисходительность, боль, кровь - все это из того ряда. Насчет комедии - увольте! ]
Ой, девочки, до чего ж вы однообразно мыслете. Против эротики ничего не имеем. А как же, нам без неё в школе ни как! Мы же детей любим! А любовь она подразумевает некие такие нежные взаимоотношения полов. Недаром, психологи утверждают, что самый распространенный образ сексуальных фантазий у мужчин это "женщина - учитель". А на практике у нас в школе пять браков "ученик-учительница" и один "учитель-ученица". Бывшие, разумеется. Вышедшие из школьного возраста.
Теперь о комедии. Когда у Чехова спросили: почему он "Вишнёвый сад" назвал комедией, он сказал примерно следующее: когда я писал, мне было смешно. Но если серьёзно: комедия комедии рознь. Есть комедии поступков (это народный балаганный театр, Шекспир, Лопе де Вега), комедии нравов "Недоросль", "Ревизор", а есть комедии характеров "Вишнёвый сад", и др. В первых двух - конфликт оказывается на поверхности. Поэтому смешно. А в третьей - он скрыт внутри. Поэтому не вызывает громкого смеха, а вызывает милую улыбку и желание порассуждать.
Странно то, что мне бывшему врачу-ветеринару, а ныне учителю биологии, приходится объяснять членам жюри литературного конкурса такие элементарные вещи.
Марьиванна. Монстра. Фост Ольга.
[Задумывающий рассказ, но это не романтическая и не комедия. Это психологическая драма о противостоянии юноши и женщины, ученика и учительницы, хулигана и интеллигентки, заканчивающемся сокрушительной победой первого. Но действительно литературным произведением этот текст станет только после того, как будет значительно отредактирован и вычитан корректором, чтобы не мешали многочисленные ошибки.
Что мог бы посоветовать редактор? Создать более внятное обоснование моральной слабости Монстры перед парнем по кличке Мох. Как?
Для начала набрать в грудь побольше смелости и заглянуть в истинные причины возникновения жуткого прозвища учительницы. Ведь дети жестоки именно потому, что не знают взрослой политкорректности, а называют вещи своими именами, не правда ли? Вовсе не из-за внезапной строгости прозвали Веронику ученики - Монстр сидит в ней, Монстр одиночества и никомуненужности... так? А раз так, то надо найти способ более ярко и честно подчеркнуть это - причём ещё в начале сочинения, например, какой-нибудь предысторией - тем же выходом мамы замуж за чужого Веронике человека. Чтобы проигрыш учительницы ученику был если не ожидаем, то, по крайней мере, понятен, поддавался логическому объяснению.
Ну, и конечно, ни в коем случае не бросать на полдороге образ Сашки! Почему он, такой-сякой плохой сын дурной матери вдруг оказывается таким проницательным, сильным, а в итоге - и вовсе незлым человеком? Может быть, от того, что с детства боролся за выживание и получше Вероники знает, почём фунт лиха? И потому может позволить себе милость к побеждённому?
Думаю, рассказ только выиграет, если даст ответы на заданные вопросы.
Удачи, автор! ]
Спасибо, Оля, и от моего стрекозиного имени. Вы умница. Сохранить своё индивидуальное мнение в этом всеобщем бедламе - большое мужество.
Марьиванна. Монстра. Герш С.
[Неплохой рассказ, довольно простенький, где-то на твёрдую троечку с плюсом. Почему на троечку, если неплохой? - Поясняю. Во-первых, не ромком - не понятно, почему автор сочла нужным отправить рассказ именно в эту номинацию. Во-вторых - невычитанный как следует. В-третьих, полагаю, что раздумья и прямую речь надо оформлять по-разному.]
Девочки, вы, когда что-то пишете, догадываетесь о том, что это будут читать. У вас в первом абзаце три лишних тире. Что не вычитали, как следует? Или на критические обзоры правила орфографии и пунктуации не распространяются?
[Ну и по мелочи наберется:
- персонаж по прозвищу Монстра не прописан, вернее, прописан схематически - не совсем понятно, почему всё-таки Монстра.]
Ни фига себе - мелочь! Главный персонаж. Ну, не крупных она габаритов. Так ещё "вырастет".
[Молодая женщина, симпатичная, судя по всему, ну возможно, строгая, без чувства юмора и необаятельная - вот что я увидела, точнее, предположила. Но этого явно недостаточно для прозвища. Потом - таких, классических, Монстров дети, как правило, уважают и побаиваются, а здесь - не уважают и не боятся ни капельки.]
Вот и добрались до сути. Один в школе класс. Других нет. Нет пятиклассников, шестиклассников, и далее по списку. Кто-то там из ваших спрашивал: откуда же десятиклассницы взялись.
[В общем, не оправдывает Вероника Андреевна своё прозвище. Точнее, не совсем понятно, за что она это прозвище получила. Ей бы что-то более уничижительное. ]
Вы уверены, что правильно понимаете значение слова уничижительное. Значит, на Монстру не тянет, а на какую-нибудь "историчку-дибиличку" вполне.
[ -кто такой Мишка? Или что это такое? Откуда он взялся? ]
Да с работы пришёл. Жрать хочет. А ничего не готово. Пыхтит, ворчит, но идёт на кухню. Потому что у меня конспекты, тетради, проекты, научки и ещё вот статейка не дописана. Но это, я о своём Мишке, а о том, который вас интересует, скажу только - текст читать надо прежде, чем рецензии писать.
[ Язык, единственное что, мне понравился].
Да не " понравился", а "понравилось". Единственное, что мне понравилось. Что ж вы, девочки, в чужом глазу всё видите, а в своём.
[ Троечка с минусом таки. (Тяжелый вздох) Старалась, честно старалась вытянуть хотя бы на тройку - задатки у автора есть, да. Но увы. ]
Как же мы вам благодарны за ваши старания. Мы бы и сами помогли, если бы вы определились точно: "тянуть" на три с плюсом или "топить" на три с минусом.
Марьиванна. Монстра. Кошка.
[ Всякое бывает в учительских историях. Не бывает одного - безграмотности. И "вы" с прописной буквы в художественной прозе никогда не употребляется, и инфинитивы всегда пишутся с мягким знаком, и правила пунктуации соблюдаются неукоснительно.
Однако, если текст урезать раза в полтора и тщательно отредактировать, он станет вполне приличным. Правда, романтической комедией он не станет в любом случае.]
Как бывший врач-ветеринар скажу вам: срочно в ветклинику. Диагноз явственен даже на расстоянии.
И последнее. Милые девочки, я понимаю, что вас кто-то на СИ обидел. Возможно, даже недооценил. Возможно, обошли вниманием. Возможно, вам хочется кому-то что-то доказать.
Но какое отношение ко всему этому имеем мы с Катей? Непонятно. Абсурдно. И глупо. Уж если вам так противно наше существование, постарайтесь, хотя бы очередной раз не стать посмешищем на весь белый свет.
Комментарии можно оставлять ЗДЕСЬ...