Верлибр про верлибр
Ксении Некрасовой, а также всем верлибристам и эксверлибристам конкурса 'Русская тройка' посвящается.
Одиноким вечером - скучаю. Беру тонкую книжицу стихов.
Листаю.
Они укутывают душу мою пушистым и нежным.
Отогревают.
Слова, внезапные, мимолётные, но тёплые,
губы ласкают.
Звуки, сухие и влажные, тайну вселенскую приоткрывают.
Рыжий кот развалился у моих ног.
Грязные лапы и нос стирает.
Говорит: прошёл тысячи тысяч дорог.
Испачкался, умаялся, продрог.
Он поёт мне добрые песни о далёких мирах,
любви и красоте,
Считывая их с бумажной четвертушки, которую я держу в руке.
И ёж шуршит в коробке за тонкой своей перегородкой.
Напоминает.
Что он тоже часть сказки. 'Не забудьте взять меня с собой'.
Не забываю.
Беру в котомку ежа, обуваю в штиблеты кота
и отправляюсь
В путешествие по Вселенной вслед за её и вашими стихами.
И так:
1. Пулярда. 'Про удачу'. Хорошее произведение, несколько философичное. Заставляет читателя улыбнуться последняя строка 'Однако пусть она сперва повернётся'. Сразу становится понятно, что всё ранее сказанное, - это всего лишь ироничная бравада. Очень выразителен образ обратной стороны Луны. Действительно, не зная её настоящего лица, возможно, мы за лицо принимаем зад... цу. Но это уже я о своём, о ... женском. Так что произведение хорошее, но не верлибр. Скорее, лирическая проза.
2. Юдин А.Е. 'Старик и мальчик'. Отличное начало. Прекрасный пейзаж. Образ старика, чем-то напоминающий врубелевского 'Пана' или 'Портрет старика в красном' Рембрандта. Образ мальчика в стиле шолоховского Ванюшки с его чистыми 'как небушко' глазами. Смена поколений. Смена эпох. Первое философское открытие с есенинским привкусом 'все мы, все мы в этом мире тленны'. Не совсем вписываются в мою выстроенную концепцию две коровьи лепёшки...
Но, если вспомнить предыдущее стихотворение с потрясающим выводом: и у Луны есть зад...ца, то понятно: из дерьма восстали,дерьмом и стали. Грустно. Но ничего не поделаешь - закон природы.
3. Лежава И.К. 'Мой дом'. Печальное повествование о судьбе одного жилого дома, являющегося неотъемлемой частью нашей истории. Как прошлой, так и настоящей. Сюжет достоин большого прозаического произведения: рассказа или повести. Есть внутренний монолог, есть в достаточной доле психологизм. Может, поэтому автор иногда сбивается с предложенного первоначального ритма и переходит к пересказу событий. Так и происходит чередование: верлибр -неверлибр.
4. Чваков Димыч. 'Лотошник из Кохтла-Ярве'. Сразу пахнуло ранним футуризмом Маяковского. Концептуальная идея (кстати, не совсем понятная) первична, а остальные детали как нагромождение отдельных фактов, не связанных между собой. Так что, Димыч, Вы извините, но у меня пока как в Вашем стихотворении "я ... Вас понять готов... пока условно...'. Однозначно верлибричными признаю две первые строки.
5. Гринько Е.А. 'Отошедшее лето'. Глубокий внутренний, я бы сказала, исповедальный порыв. Поэтому стихотворение читается с особым трепетным чувством. Выстраивается сюжет. Да любила. Да разлюбила.Собирается уходить к другому. Который более соответствует её духовным и телесным запросам. Несколько возникла путаница в строках:
Да, я женщина,
я материальна,
и далее вдруг...
как тоскует
душа
И слияния ищет
не с телом,
А с духом
другим.
То есть одного она убеждает, что ей не хватает в нём материального, а в другом наоборот ищет духовного. Но нам женщинам это простительно. Мы ведь не всегда чётко знаем, чего хотим. Однозначно могу сказать: неверлибр, но что-то верлибрическое в нём есть.
6. Габдулганиева Марзия. 'Вся Вселенная в мысли твоей'. Замечательный астральный диалог. Между бытием и небытием. Между человеком и некоей субстанцией, олицетворяющей Вечность мироздания. Особенно понравилось, как незаметно автор поменял приоритеты. Спрашивающий вдруг стал отвечающим, а отвечающий спрашивающим и утверждающим. Стихотворение выровнено. Ритмично организовано. Существует внутренняя рифма, типа: 'лес-небес', 'здесь-есть', 'планет-нет'. Не могу точно сказать, допустима ли подобная рифмовка для верлибра. Но всё равно очень хорошее произведение.
7. Краснов В.П. 'Ветер'. Замечательная пейзажная зарисовка в стиле классического романтизма конца 18-го начала 19-го веков. И Жуковский, и Батюшков, и Н.М. Карамзин. Особенно последний. По стилю это произведение очень схоже с произведением 'Бедная Лиза'. Язык образный, живой. Мне однажды и в самом деле приходилось слышать и видеть картину подобную той, которую описал автор: жутко было слушать жалобный стон молодой осины, которую придавила огромная гнилая берёза. И в самом деле, похоже на крик раненной птицы, а иногда и на стон ребёнка. Сразу видно, автор бывал в лесу. Наш человек. Но, при всё при этом, Владимир Павлович, слукавить не могу. Это не верлибр. Шикарная лирическая зарисовка, но неверлибр.
Хотя очень хотелось бы, чтобы я оказалась не права.
8. Ветер Северный. 'Пожиратель птиц'. С этим 'пожирателем дичи' у меня свои счёты и давние. Поэтому буду беспощадна. Хорошее, очень добротное пособие на тему 'Как научиться летать'. Но в результате какая жуткая картина вырисовывается, господин Ветер. Хочешь летать - 'плати'. 'За всё нужно платить'. Но почему чужими крыльями и перьями, чужой кровью и мясом. Не слишком ли дорогою ценою достается ЛГ свобода и желание воспарить над миром. Он кто? Хозяин Вселенной? Пожиратель душ? Или простой хищник, который трусит перед охотником и откупается от него жертвами своих товарищей по перьям. Или 'по перу'? Отвечайте на мои вопросы. А то будет, как в известной песне 'мы напишем в спортлото'. К стилю придираться не буду. Не идеальный, но верлибр.
И ещё два стихотворения, которые по количеству набранных очков, вплотную приблизились к финалистам.
9. Беднова Рита. 'Иду по улице мимо чужих страданий'. Очень хорошее стихотворение с прекрасным внутренним посылом: давайте вместе. И страдать и радоваться. И любить, и снова любить. На первый взгляд, бытовая зарисовка, напомнила мне притчу 'О богаче', рассказанную Ходжой Насреддином. Помните. Тонет богач в пруду. Зовёт на помощь. Идёт мимо бедный человек. Останавливается и кричит: 'Давай руку. Я тебя вытащу'. А богач руку прячет и под воду ныряет. Догадываетесь - почему? Мимо идёт Ходжа и говорит: не проси у него у него руки, а протяни свою и скажи: 'возьми мою руку'. Так и сделали. И вытащили богача. И всё почему: потому что он не знает, как это с кем-то делиться. Знает только хватать. Увы. Большинство из нас не способно делиться не только радостью, но и болью. А автор способна. Молодец. За это ей большой наш дружеский привет. Жаль, что стихотворение не прошло в финал. Местами очень даже приличный верлибр.
10. Охрануэль. 'Звёзды'. Лирическая миниатюра о вечном конфликте между звёздами и людьми. Сразу вспомнились стихи Маяковского. 'Если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно?'. А если не нужно? Тогда что? Тогда и возникает это непонимание между человеком и Космосом. Как в стихотворении Охрануэль. И это неправильно. Человек не может существовать не в межзвёздном пространстве. Он часть Вселенной. Вот только какая? Маленькая. Большая. Великая. Или Главная. В этом смысле, мне по душе позиция Велимира Хлебникова. 'Мне послушные свивались звёзды в плавный кружеток'. Автор настойчиво требует считать стихотворение верлибром. Пусть будет так.
Хотя в конечном итоге не так важно соответствует ли стихотворение определённому жанру. Главное, что оно от души и для души. А, значит, верлибр.
И в завершение маленькая зарисовка от любимой поэтессы, Ксении Некрасовой:
Как мне писать мои стихи?
Бумаги лист так мал.
А судьбы разрослись
в надширие небес.
Как уместить на четвертушке небо?
С уважением, Катя.
< 1 2 3 >