Если твоя душа жаждет чего-то большего, чем просто
хлеб и мягкая перина, позволь ей оставаться крылатой.
Строки романа.
Оценки выставлены. Поутихли конкурсные страсти и баталии. Да ещё внезапно госпожа фортуна улыбнулась. На школы обрушился карантин. Теперь можно не торопиться и со спокойной душой погрузиться в чтение одного из романов, который я выбрала исключительно по наитию, и не пожалела. Я говорю о романе GOlDE "Шут". А тут ещё этот семинар кстати. Так что появилась возможность в прямом смысле совмещать приятное с полезным. И так приступаем.
Аспект первый. Жанровый.
Сразу скажу: я против определений фэнтези и сказка. И вот почему. Жанр фантастики предполагает, что основная сюжетная линия будет развиваться вокруг событий пока ещё невозможных в реальной практике. В данном же произведении все события происходят вокруг главного героя, который не является образом фантастическим. И даже его способность к магии не делает его существом фантастическим. Магия и фантастика две вещи абсолютно разные. Ваш герой более соответствует традиционному (классическому) типу романтического героя. (Вспоминаем произведения немецких романтиков конца 18, начала 19 века "Щелкунчик", "Крошка Цахес" и др.). И даже подчёркнутое в романе несоответствие внешности героя и его внутреннего содержания абсолютно вписывается в типичный романтический образ: в одном случае, это уродливая внешность и прекрасная душа, в другом случае, с точностью до наоборот. В Вашем случае, это - неприглядная на первый взгляд и даже тщедушная внешность героя, и огромная прекрасная душа, способная на великие поступки и даже подвиги. Все остальные герои, хотя многие из них наделены чертами, превышающими банальные человеческие возможности, тоже лишены каких-либо фантастических черт, они не превращаются (и, слава Богу!) в вампиров и оборотней, не мечутся по Мирозданью в поисках смысла жизни, и чего-то ещё непонятного, способного этот мир перевернуть с ног на голову.
Теперь что касается сказки. Определения жанра приводить не буду. Их достаточно много. Но подчёркиваю, что ни одному из этих определений Ваше произведение не соответствует. Думаю, Вы сами понимаете: почему - нет. Скажу лучше: чему - да. На мой взгляд, Ваше произведение является романтической повестью в лучших традициях классической литературы. У меня и моих учеников напрашивается даже определение "романтической поэмы" в прозе. И такое из литературной практики нам тоже известно. Однако для того, чтобы Ваше произведение стало поэмой, не хватает некоторых деталей, но об этом позже.
И так, пока остановимся на жанре - романтическая повесть.
Аспект второй. Сюжетно-композиционный.
Сюжет романа развивается вокруг событий, связанных с жизнью главного героя. Мир и поступки других людей показаны через призму восприятия этого человека. Причём однозначно воспринимается и позиция автора. Автор мыслит и чувствует, думает и страдает вместе со своим главным героем. (Ещё раз подчеркну, что такой субъективный взгляд на мир более характерен для литературы романтической, нежели реалистической, и не столько для прозы, сколько для лирики. Это ещё раз говорит в пользу того, что перед нами лиро-эпическое произведение).
Композиция линейная. С некоторыми вкраплениями воспоминаний прошлой жизни Шута. Это позволяет автору расширить изображаемое время, показать условия и людей, под воздействием которых формировался характер главного героя. Донести до читателя все нюансы "Шутовой" души. Его переживания, его метания, его неспособность и нежелание делать человеку больно. К концу произведения основная сюжетная линия всё чаще прерывается подобными воспоминаниями. Автор словно подчёркивает, что жизнь может и должна "ломать". Пойти по течению жизни просто. Так делают многие. Удел немногих оставаться "самим собой". "Играй для всех, ..., - не бойся одевать маски. Но внутри оставайся собой".
Всего в повести пять частей. Каждая из которых имеет собственное название и внутреннюю композицию, что даёт читателю возможность "передохнуть" после чтения главы и подумать над её содержанием.
Однако ни главная сюжетная линия, ни второстепенные не доведены до логического (равно как и абсурдного) завершения. Не понятно, что стало с главным героем и его сыном, как сложилась дальнейшая судьба принцессы Элеи и короля Руальда. Смеем предположить, что должно последовать продолжение. Причём чем быстрее, тем лучше. Потому что некоторые "впечатлительные барышни" буквально сгорают от любопытства, что же там будет дальше.
Аспект третий. Системно-образный.
Разумеется, рядом с главным героем действуют и другие персонажи. Это и король Руальд, и принцесса Элея и королева Нар, и принц Тодрик, и Дала, и Виртуоз. Автору удаётся создать целую галерею замечательных образов, не прибегая к подробным разглагольствованиям о причинах их поступков. Мы бы сказали, образов знаковых. Символических. Руальд - благородный, искренний, не способный лгать и соответственно видеть ложь. Смелый и мужественный воин, он становится жертвой колдовства. И этому веришь безоговорочно. Кто может противостоять колдовству? Королева Елея с её "холодным" лицом и "медовыми" тёплыми глазами. Внутри неё идёт непрерывная борьба, которая не сразу открывается читателю. Борьба между чувством долга и страстью. Интересен образ и принцессы Нар. Неоднозначный. Во многом необъяснимый, но от этого ещё более притягательный. Загадочный. Полная противоположность Элеи. Именно она сбивает "с пути истинного" не только очарованного ею Руальда, но и самого Шута. Этот идеал доброты, преданности и благородства. А мадам Сирень?! Дала! Так и хочется крикнуть автору: Браво! Какие меткие характеристики и перед нами непревзойдённые женские образы, несущие в себе главное женское начало. Материнское. Мирта, леди Арита, леди Грэнс. Мы такие разные. Но я узнаю нас! Женщин. Мы умеем любить и ненавидеть, мы умеем создавать и разрушать, мы умеем быть чистыми и развратными. И всё ради них. Мужчин. Ни капельки осуждения, ни намёка на, что мы "плохие". Мы такие, какие есть. И, наверное, должны быть...
Аспект четвёртый. Идейно-содержательный.
Невольно процитирую одного из своих оппонентов-критиков: а задавались ли Вы вопросом "зачем Вы это написали?" Задаюсь. Действительно, о чём это произведение и зачем оно написано. Как на уроке в шестом классе. О чём? - это тема. Зачем? - это идея. Так и слышу голоса детей своего любимого 6а. Это произведение о любви, о верности, о преданности. О преданности дружбе и собственным идеалам. Наверное, кто-то посчитает эти идеалы наивными. Но должны же они хоть когда-нибудь звучать в нашей литературе. Должны! Уж если не в модных теперь экшенах, хоррорах и прочих труднопроизносимых жанрах, то хотя бы в романтической поэме-повести, написанной автором по велению души.
Зачем? Им (моим шестиклассникам) всё понятно. Именно сейчас - им всё понятно! Затем, что автор хочет научить нас любить. (Представьте: взвалил на себя такую непосильную ношу). Затем, что хочет напомнить нам о женской чести, и мужском благородстве. Затем, что хочет научить нас быть верными в дружбе. Затем, что хочет показать нам, что добиваться в жизни собственного счастья можно, не расталкивая других локтями. Затем, что учит нас быть самим собой, не смотря ни на что.
Аспект пятый. Лингвостилистический.
Вот здесь, пожалуй, автора немного пожурю. Стилистическое оформление текста не на столь высоком уровне, как все остальные. Думается, автор и сам это понимает. Тексту не хватает изящества. Не содержательного, а именно лексико-семантического. Некоторые предложения явно требуют перестройки, нужно убрать особенно в первой главе часто повторяющуюся частицу "аж", словосочетания типа "Шутова голова", "Шутова одежда" немного коробят взгляд и слух. Уместнее здесь употреблять местоимение "его". Поработать, вычитать, придать тексту определённую ритмичность, мелодичность. И я уверена. Это станет поэмой. В самом высоком понимании этого слова.
И наконец, аспект шестой. С позиции актуальности.
Я много перечитала на конкурсе. Ещё больше перелистала. Кое-что отложила сразу и, думаю, навсегда. О чём пишем, господа? О чём пишем? О полулюдях, о полуобезьянах, о потустороннем и невозможном. Оборотни, вампиры, "дракулы" и орки. Ищем причины Мирового проклятья. Ищем истоки Вселенского несовершенства. Пророчим страшный апокалипсис. Каждый на свой лад. А в душах своих "ковыряться" не пробовали? Если нет, то попробуйте. Вместе с героем романа GOLDE "Шут". Сравните себя с главным героем. И тогда (возможно!!!) поймёте о себе такое, чего раньше не понимали.
Ну, вот, теперь можно и на семинар. Думаю зачёт по "аспектному анализу художественного текста" мы сдадим.
С уважением к GOLDE Екатерина Бережная.
Аспект первый. Жанровый.
Сразу скажу: я против определений фэнтези и сказка. И вот почему. Жанр фантастики предполагает, что основная сюжетная линия будет развиваться вокруг событий пока ещё невозможных в реальной практике. В данном же произведении все события происходят вокруг главного героя, который не является образом фантастическим. И даже его способность к магии не делает его существом фантастическим. Магия и фантастика две вещи абсолютно разные. Ваш герой более соответствует традиционному (классическому) типу романтического героя. (Вспоминаем произведения немецких романтиков конца 18, начала 19 века "Щелкунчик", "Крошка Цахес" и др.). И даже подчёркнутое в романе несоответствие внешности героя и его внутреннего содержания абсолютно вписывается в типичный романтический образ: в одном случае, это уродливая внешность и прекрасная душа, в другом случае, с точностью до наоборот. В Вашем случае, это - неприглядная на первый взгляд и даже тщедушная внешность героя, и огромная прекрасная душа, способная на великие поступки и даже подвиги. Все остальные герои, хотя многие из них наделены чертами, превышающими банальные человеческие возможности, тоже лишены каких-либо фантастических черт, они не превращаются (и, слава Богу!) в вампиров и оборотней, не мечутся по Мирозданью в поисках смысла жизни, и чего-то ещё непонятного, способного этот мир перевернуть с ног на голову.
Теперь что касается сказки. Определения жанра приводить не буду. Их достаточно много. Но подчёркиваю, что ни одному из этих определений Ваше произведение не соответствует. Думаю, Вы сами понимаете: почему - нет. Скажу лучше: чему - да. На мой взгляд, Ваше произведение является романтической повестью в лучших традициях классической литературы. У меня и моих учеников напрашивается даже определение "романтической поэмы" в прозе. И такое из литературной практики нам тоже известно. Однако для того, чтобы Ваше произведение стало поэмой, не хватает некоторых деталей, но об этом позже.
И так, пока остановимся на жанре - романтическая повесть.
Аспект второй. Сюжетно-композиционный.
Сюжет романа развивается вокруг событий, связанных с жизнью главного героя. Мир и поступки других людей показаны через призму восприятия этого человека. Причём однозначно воспринимается и позиция автора. Автор мыслит и чувствует, думает и страдает вместе со своим главным героем. (Ещё раз подчеркну, что такой субъективный взгляд на мир более характерен для литературы романтической, нежели реалистической, и не столько для прозы, сколько для лирики. Это ещё раз говорит в пользу того, что перед нами лиро-эпическое произведение).
Композиция линейная. С некоторыми вкраплениями воспоминаний прошлой жизни Шута. Это позволяет автору расширить изображаемое время, показать условия и людей, под воздействием которых формировался характер главного героя. Донести до читателя все нюансы "Шутовой" души. Его переживания, его метания, его неспособность и нежелание делать человеку больно. К концу произведения основная сюжетная линия всё чаще прерывается подобными воспоминаниями. Автор словно подчёркивает, что жизнь может и должна "ломать". Пойти по течению жизни просто. Так делают многие. Удел немногих оставаться "самим собой". "Играй для всех, ..., - не бойся одевать маски. Но внутри оставайся собой".
Всего в повести пять частей. Каждая из которых имеет собственное название и внутреннюю композицию, что даёт читателю возможность "передохнуть" после чтения главы и подумать над её содержанием.
Однако ни главная сюжетная линия, ни второстепенные не доведены до логического (равно как и абсурдного) завершения. Не понятно, что стало с главным героем и его сыном, как сложилась дальнейшая судьба принцессы Элеи и короля Руальда. Смеем предположить, что должно последовать продолжение. Причём чем быстрее, тем лучше. Потому что некоторые "впечатлительные барышни" буквально сгорают от любопытства, что же там будет дальше.
Аспект третий. Системно-образный.
Разумеется, рядом с главным героем действуют и другие персонажи. Это и король Руальд, и принцесса Элея и королева Нар, и принц Тодрик, и Дала, и Виртуоз. Автору удаётся создать целую галерею замечательных образов, не прибегая к подробным разглагольствованиям о причинах их поступков. Мы бы сказали, образов знаковых. Символических. Руальд - благородный, искренний, не способный лгать и соответственно видеть ложь. Смелый и мужественный воин, он становится жертвой колдовства. И этому веришь безоговорочно. Кто может противостоять колдовству? Королева Елея с её "холодным" лицом и "медовыми" тёплыми глазами. Внутри неё идёт непрерывная борьба, которая не сразу открывается читателю. Борьба между чувством долга и страстью. Интересен образ и принцессы Нар. Неоднозначный. Во многом необъяснимый, но от этого ещё более притягательный. Загадочный. Полная противоположность Элеи. Именно она сбивает "с пути истинного" не только очарованного ею Руальда, но и самого Шута. Этот идеал доброты, преданности и благородства. А мадам Сирень?! Дала! Так и хочется крикнуть автору: Браво! Какие меткие характеристики и перед нами непревзойдённые женские образы, несущие в себе главное женское начало. Материнское. Мирта, леди Арита, леди Грэнс. Мы такие разные. Но я узнаю нас! Женщин. Мы умеем любить и ненавидеть, мы умеем создавать и разрушать, мы умеем быть чистыми и развратными. И всё ради них. Мужчин. Ни капельки осуждения, ни намёка на, что мы "плохие". Мы такие, какие есть. И, наверное, должны быть...
Аспект четвёртый. Идейно-содержательный.
Невольно процитирую одного из своих оппонентов-критиков: а задавались ли Вы вопросом "зачем Вы это написали?" Задаюсь. Действительно, о чём это произведение и зачем оно написано. Как на уроке в шестом классе. О чём? - это тема. Зачем? - это идея. Так и слышу голоса детей своего любимого 6а. Это произведение о любви, о верности, о преданности. О преданности дружбе и собственным идеалам. Наверное, кто-то посчитает эти идеалы наивными. Но должны же они хоть когда-нибудь звучать в нашей литературе. Должны! Уж если не в модных теперь экшенах, хоррорах и прочих труднопроизносимых жанрах, то хотя бы в романтической поэме-повести, написанной автором по велению души.
Зачем? Им (моим шестиклассникам) всё понятно. Именно сейчас - им всё понятно! Затем, что автор хочет научить нас любить. (Представьте: взвалил на себя такую непосильную ношу). Затем, что хочет напомнить нам о женской чести, и мужском благородстве. Затем, что хочет научить нас быть верными в дружбе. Затем, что хочет показать нам, что добиваться в жизни собственного счастья можно, не расталкивая других локтями. Затем, что учит нас быть самим собой, не смотря ни на что.
Аспект пятый. Лингвостилистический.
Вот здесь, пожалуй, автора немного пожурю. Стилистическое оформление текста не на столь высоком уровне, как все остальные. Думается, автор и сам это понимает. Тексту не хватает изящества. Не содержательного, а именно лексико-семантического. Некоторые предложения явно требуют перестройки, нужно убрать особенно в первой главе часто повторяющуюся частицу "аж", словосочетания типа "Шутова голова", "Шутова одежда" немного коробят взгляд и слух. Уместнее здесь употреблять местоимение "его". Поработать, вычитать, придать тексту определённую ритмичность, мелодичность. И я уверена. Это станет поэмой. В самом высоком понимании этого слова.
И наконец, аспект шестой. С позиции актуальности.
Я много перечитала на конкурсе. Ещё больше перелистала. Кое-что отложила сразу и, думаю, навсегда. О чём пишем, господа? О чём пишем? О полулюдях, о полуобезьянах, о потустороннем и невозможном. Оборотни, вампиры, "дракулы" и орки. Ищем причины Мирового проклятья. Ищем истоки Вселенского несовершенства. Пророчим страшный апокалипсис. Каждый на свой лад. А в душах своих "ковыряться" не пробовали? Если нет, то попробуйте. Вместе с героем романа GOLDE "Шут". Сравните себя с главным героем. И тогда (возможно!!!) поймёте о себе такое, чего раньше не понимали.
Ну, вот, теперь можно и на семинар. Думаю зачёт по "аспектному анализу художественного текста" мы сдадим.
С уважением к GOLDE Екатерина Бережная.
<1 2 3 4 5 >