Тёплый ветер гнёт ромашку
В пальцах. Удержать бы!..
Сердце скачет робкой пташкой:
Та ли это свадьба?
"Что, не люб?" - спросила няня.
Вера жмёт плечами:
Не о том мечтала втайне
Долгими ночами...
"Нянь, скажи: любовь навеки -
Сказка или правда?
Что находишь в человеке,
Чтоб любить и завтра?"
Бабка горестно взглянула
На ромашку в пальцах.
В шаль удобней завернулась,
Отложила пяльцы.
"Коль готова от порога
Телом и душою
С ним пройти одной дорогой
В холоде и зное,
Коль в его глазах ты видишь
Сказочные дали,
Коли словом не обидишь,
Что бы ни сказали -
Значит... - бабка снова пяльцы
В руки примостила, -
Значит, Вера, ты готова.
Будет в браке сила".
Вера смотрит вдаль печально:
Нет, не будет силы.
Нет в его глазах тех далей.
А без них не мил он...
Сник цветок. Лишь ветер шепчет,
Наводя кручину:
"Не взвали себе на плечи
Не того мужчину".
Тема: любовь неразделённая или то, что мы иногда пытаемся принять за любовь.Идея: Как разобраться в чувствах, настоящие ли они? Та ли это любовь -единственная ради которой слагают песни, умирают или ждут её всю жизнь.
Средства художественной выразительности: стихотворение состоит из семи катренов и одного двенадцатистишия. Это монолог няни. Рифма перекрёстная, преимущественно женская, что придаёт тексту некоторую недосказанность, фонетическое совпадение приблизительное "шепчет -плечи", "душою -зное", что придаёт стихотворению определенную былинность. Размер "Тёплый ветер гнёт ромашку" /_/_/_/_ четырёхстопный хорей с лишим безударным слогом в конце каждой строки даёт чёткое ритмическое звучание, как сердечный ритм.
Концептуальность: заложена в последних двух строках:
"Не взвали себе на плечи
Не того мужчину".
Жизнь без взаимной любви может превратиться в страшную пытку. Мир гармоничен, и именно поэтому он грустит вместе с героиней. И ветер и ромашка не хотят, чтобы Вера сделала ошибку.
Ассоциативность: В.А. Жуковский "Светлана", А.С. Пушкин "Диалог Татьяны с няней", Василий Курочкин "Первая любовь". Оценка 4 .
9. Попова А.Р. 'Колея'
Ты же знала, что это и мрак, и морок,
Это как траектория русских горок,
Он женат, и ему хорошо за сорок,
Сын, и дочь, и какой-то модный отель,
Ну а ты - не холёная светская львица,
Не певица, а попросту продавщица,
И тебе этой осенью стукнет тридцать,
Да и внешне ты, в общем-то, не модель.
Это всё было черным по белому писано,
Распечатано, свёрстано, переиздано,
Руки прочь, он женат! - прописная истина!
Ну не веришь - так хоть у кого спроси,
А расстанетесь - кто за тебя заступится?
Ты не спутница, деточка, ты распутница,
Ну и чёрт его дёрнул с тобою спутаться...
А доказывать что-то не будет сил.
Ну а если не так - а белым по-чёрному,
По-другому, по-вечному, по-обречённому,
Просто жизнь - ведь она ж не машинка счётная,
А скорее безумный шекспировский "Сон..."
Помолчать бы, опомниться бы, разобраться бы
В этой вашей божественной регистрации,
Тонкий росчерк, и вот - по небесной рации
На двоих - не заказанный Мендельсон...
Боже, как он устал от этой трясины,
От надзора жены и от выходок сына,
Он не ноет, ведь он - настоящий мужчина,
Но тебе и не нужно его нытья.
А подруги торопят, мол, скоро тридцать,
И пора бы хоть как-то определиться...
Вот такая знакомая пьеса в лицах,
Вот такая заезженная колея...
Тема: любовь без совместных условий существования
Идея: как не справедлива жизнь по отношению к добродетельным любовницам, и как незаслуженно везёт некоторым 'дурам-жёнам' .
Средства художественной выразительности: сюжетное стихотворение, условно отнесённое нами к балладам. Эмоциональный пересказ событий из жизни ГГ и её возлюбленного, извините, никакого сочувствия у меня не вызвал, только иронию - ещё одна. Скажу честно, уважаемый автор, в моей жизни таких, как Ваша ЛГ, было дюжина и ещё полстолька. Действительно, банальная до тривиальности ситуация: муж гульнул 'налеве'. Не понятно только с чего вдруг любовница возомнила, что он любит её по-настоящему. Если это любовь по 'божественной регистрации', то не понятно: почему он ещё не ушёл от жены. Не понимает, "настоящий мужчина", своего счастья? Или идёт против воли Божией? Нет, 'деточка' здесь всё гораздо банальнее: он с Вами флиртует в силу своей мужеской развращённости. И не более того. Не обольщайтесь. Вы не та, которая Богом ему определена, потому что Бог в отличие от людей ошибок не делает. Увы, но Вы, то есть, Ваша героиня, - очередная. И вот это настоящая колея: избитая, исхоженная, женскими слезами омытая - перемытая.
Оригинальность: сюжет неинтересен своей предсказуемостью и, извините, пошлостью. Образность: образ страдающего 'настоящего мужчины' вызвал милую улыбку, а образ ЛГ - женщины - вамп гомерический хохот. Стихотворение состоит из четырёх октав. Очень сложная рифма: 1//2//3, 4//8 - только подчёркивает сложность и неправильность ситуации, в которой оказалась ЛГ.
Концептуальность: не могу сказать. Очевидно, намёк на то, что Бог в своих пристрастиях к женщинам не одинаков: одним женщинам даёт 'настоящих мужчин' в постоянное пользование, а другим во временное.
Ассоциативность: ничего, кроме библейской заповеди - не прелюбодействуй - в голову не приходит. Ах, да вспомнила: Дрожжин Спиридон 'Не жена ему я венчанная'. Так что это - 2 . Я достаточно обстоятельно обосновала свою оценку?
10. Инна К. 'В ЦЕРКВИ ДЕСЯТИННОЙ'
То явь иль сон, сама не знаю,
Но девять сотен лет назад
Та Десятинная святая
Нас приняла под образа.
Где свечи, в вечность выгорая,
С алтарною боролись тьмой,
Я "Да", - счастливая сказала,-
"Навеки вечные с тобой."
Как много в девяти столетьях
И жарких лет, и светлых зим.
В них в радости и в лихолетье
С одним тобой, с тобой одним.
Я снова в церкви Десятинной,
Держу дрожащую свечу.
Теперь нет стен, лишь дух старинный.
Молюсь и плачу, и хочу
Побыть еще хотя б мгновенье
Рука в руке у алтаря,
У Бога попросить прощенья
За то, что сделано зазря,
С надеждой новой улыбнуться
В твои глаза, твоим глазам,
И подождать, чтоб усмехнулся:
"Не плачь, я здесь. Пойдем к друзьям."
Тема: любовь вечная.
Идея: любовь протекает в веках, даётся одна на несколько человеческих воплощений. Определённый тебе Богом , остаётся твоим навеки.
Средства художественной выразительности: стихотворение состоит из шести катренов. Рифма перекрёстная, в чётных и нечётных строках происходит чередование мужской и женской рифмы. В стихотворение вставлены два диалога. Точнее две реплики: одна является частью супружеской клятвы женщины, а другая - мужским призывом ' пойдём к друзьям'. Вот так всегда: мы женщины - о Вечном, а они мужчины - о бренном. Размер 'Но девять сотен лет назад' _/_/_/_/ - безупречный четырёх стопный ямб делает повествование чётким, как дыхание жизни и сердечный ритм: сочетание глухого и звонкого удара. Мужского и женского начала.
Оригинальность и образность: Стихотворение сразу погружает в мир древности, старины, вечности. Эпитет 'десятинная' так до конца и остаётся не разгаданным, как и сама Любовь - главная тайна Бытия. Интересен авторский ход - придать ЛГ ощущение собственного бессмертия, а её чувству времяпротяжённость на тысячи лет : "Навеки вечные с тобой."
Концептуальность: Человек приходит в этот мир не единожды, но каждый раз начинает познавать его заново. Всё меняется - время, эпохи, люди. Но с тем, с которым связала любовь - это навсегда.
Ассоциативность: М. Цветаева 'Я с вызовом ношу его кольцо', А. Блок 'Вхожу я в тёмные храмы', Марина Царь Волкова ' Венчание'. Оценка - 5 .
11. Дзотта. 'История одной любви'
Лет прожитых не считая,
Не тая обид и зла,
Словно лебедь в птичьей стае,
В детстве с нечистью росла.
Ей была русалка - тёткой,
А кикимора - сестрой,
но манерой и походкой
Удивляла люд лесной:
Гордый взгляд, как у орлицы,
Смех хрустальный, как ручей,
Что посмел в неё влюбиться
Сам злодеюшка Кощей.
И к колдунье черноглазой
Он посвататься решил,
Посылал сватов три раза
(Лишь кикимор насмешил!)
У Алёны крепко слово:
"В зеркало давно ль смотрел?
Замуж выйти не готова,
Да и ты не мой удел.
Не храни обиды, Коша,
Вызывает только смех
Плешь твоя да кости с кожей,
Поищи других утех ..."
В сердце девы норовливой
То ли камень? То ли лёд?
На коне, с роскошной гривой,
принца ночь-старуха шлёт.
Вот в избушку в чаще леса
Постучался в поздний час
Юный принц, ведомый бесом,
И пропал в пучине глаз.
"Оставайся, принц пригожий,
Назови меня женой,
И поверь, найти не сможет
Мне соперниц шар земной ..."
"Без сомнения, ты солнце
И луну затмишь собой!
Но уже примерил кольца,
Ведь обвенчан я с другой."
Опьянённый, ослеплённый,
Потерявший здравый смысл,
Он красавице Алёне
Душу отдаёт, как приз.
Только разве это много?
На рассвете сам не свой
Прочь уйдёт лесной дорогой
(А в душе, хоть волком вой).
У колдуньи в сердце - прорубь,
От любви ни ран, ни швов.
Не вернулся белый голубь,
Не нашла душа любовь ...
Но однажды (без причины,
Просто подошла пора)
Не зажглась в избе лучина,
И, закончилась игра!
Чёрный кот глядит в окошко.
Кудри белы словно снег.
Превратился нос в картошку.
Не обманешь жизни бег.
Облетают листья с клёна,
Ветки ветер гнёт дугой.
Стала девица Алёна
Старой бабушкой Ягой.
Зимний вечер. Пахнет мятой.
Стынет чай. Поёт метель.
У Яги в избушке - сваты.
Всё надеется Кощей ...
Тема: неразделённая любовь Кощея к красавице-ведьме Алёне. И не только.
Идея: ждите, верьте и дано будет Вам, по вере Вашей и Любви.
Средства художественной выразительности: без всякой условности стихотворение написано в жанре баллады: подтверждение этому - динамичный повествовательный сюжет, смена персонажей, авторский взгляд со стороны. Состоит их одиннадцати катренов. Рифма перекрёстная. Типичное для этой рифмы чередование мужского и женского начала. Лёгкость звучания придаёт безупречный классический размер 'Зимний вечер. Пахнет мятой' /_/_/_/_ -четырёхстопный хорей. Интересна и своеобразна метафора 'сердце -прорубь', а также олицетворение 'старуха-ночь'.
Оригинальность и образность: новая трактовка сказочного сюжета. Кощей не злодей, а 'злодеюшка'. Это любовь сделала из него 'человека' в высоком понимании этого слова.
Концептуальность: Любовь и время способны растопить самый крепкий лёд в самом тёмном 'сердце-проруби'. Уйдёт молодость и красота, а чувство останется.
Ассоциативность: русские народные сказки, С. Чёрный 'Пробуждение весны', Ворона Российской Империи басня 'Кощей и баба Яга'. Оценка 5 .
12. Рубцова Дарья 'И снова'
Коснуться ласково губами
Твоей щеки...
Я знаю - пропасть между нами.
Мы - далеки.
Но все заботы, все тревоги -
Все ни о чем.
Укрой от ветра и дороги
Своим плечом.
Ах, сколько зря прошло постылых,
Ненужных лет.
Моя душа давно остыла.
А сердце - нет!
...И время замерло, и мимо
Летят века.
В твоей руке (необъяснимо!)
Моя рука.
Тема: любовь вернувшаяся.
Идея: каждое настоящее чувство преодолеет преграды, года, расстояния и всё расставит на круги своя.
Средства художественной выразительности: к сожалению, здесь не богато. Шестнадцать строк, четыре катрена. Рифма перекрёстная, чередование мужской и женской. Ярких метафор и эпитетов нет. Разве что, пожалуй, 'ненужных лет'. Говорящий образ лет прожитых напрасно без любви. Тактильные прикосновения очень робки и не будоражат моего читательского воображения. Кроме того, в определении понятий 'душа' и 'сердце' явно произошла путаница: душа-это субстанция производная от сердца и мозга, поэтому всегда считалась более идеальной нежели материальной. Остыть должно сердце, как источник жизненной энергии души, а не наоборот.
Оригинальность: чередование короткой и длинной строк 'Коснуться ласково губами' _/_/_/_/ _ четырёхстопный ямб, 'Твоей щеки...' _/_/ двустопный ямб придают стихотворения некоторую нервозность и психологическую напряжённость.
Образность: разве только что образ мужского плеча, способного закрыть от 'ветра и дороги'
Концептуальность: трудно что-либо сказать. Условно с большой натяжкой: мир обретает гармонию, когда любимый рядом и наоборот.
Ассоциативность: тоже бедновато. Опять же очень условно, А.Блок ' Миры летят, года летят. Пустая...'. Увы, уважаемый автор, 2 .
13. Фогель Лидия 'Память рук'
А если честно:
что осталось мне...
Сивилла
Ох, уж эта память рук.
Вроде сладко, но так горько.
Отчего-то вздох невольный
и неровный сердца стук.
Ох, уж эта память рук...
Мир, исчезнувший внезапно.
Вкус таких любимых губ.
И разлука. Безвозвратно.
И поникшие цветы
нелюбви. Одни бутоны.
Жили - были я и ты.
Раньше.
В книге телефонной.
Тема: любовь по телефону.
Идея: Не любите, девочки, своих милых по телефону, будьте с ними рядом, и тогда, возможно, вы их не потеряете.
Средства художественной выразительности: говорящий образ 'память рук' очень выразителен. Вот здесь тактильные прикосновения вызывают определённое читательское возбуждение, заставляют работать воображение. Рефреном повторяется строка 'Ох, уж эта память рук...', трижды повторяющийся союз 'и' в начале строк возвращают читателя постоянно к источнику почти эротического наслаждения. Стихотворение состоит из двух катренов и одного пятистишия. Рифма нестабильная: в первом катрене - кольцевая, во втором перекрёстная, в пятистишии явно тяготеет к перекрёстной, однако разрывается словом 'раньше', что придаёт стихотворению некоторую нервозность. Несмотря на нестабильность рифмы, стихотворение не звучит ' коряво'. Возможно, благодаря чётко заданному ритму и стихотворному размеру 'Вроде сладко, но так горько' /_/_/_/_ - четырёхстопный хорей с лишним безударным слогом, образующим женскую рифму.
Оригинальность и образность: парадоксально звучит последняя строка 'В книге телефонной'. Сразу всё прочитанное ранее приобретает иной смысл. Тайна 'памяти рук' раскрыта. Эти руки помнят номер телефона, который без конца им хочется и хочется набирать. Не банально, но грустно. Образ Сивиллы, жрицы хранящей Книгу судеб, наполняется новым содержанием: Книга судеб и Телефонная книга - это одно и то же.
Концептуальность: когда любишь всеми органами чувств, очень трудно забывать. По мнению автора: последними отказываются 'забывать' руки
Ассоциативность: С. Есенин 'Пускай ты выпита другим'. Е. Осин 'Плачет девочка в автомате'. Оценка 4 .
14. Амусин А.Б. 'Ну, вот и осень'
Ну, вот и осень!
Скрип да шорох
Листвы пожухлой и пустой,
Ни строчки в ней о том, кто дорог,
Ни слова,
как мне быть с собой...
Клин журавлиный - росчерк боли,
Колодец гулкий - без воды,
И лебеди спешат с любовью
На чьи-то чистые пруды.
Под плугом где-то рвётся пашня,
Под ливнем киснет целина...
Черёмухе уже не важно,
Какая ждет её зима.
А луг?
Ещё вчера весёлый,
Сегодня -
высохший старик,
Единственной ромашкой сонной
К полыни сгорбленной приник.
И лишь дорога, твердь да слякоть,
Зовёт привычною тоской.
Но где тот дом,
где можно сватать
Любовь,
рождённую весной?
Тема: последняя любовь
Идея: мир утратил гармонию. Между внешним пейзажем и внутренним переживаем ЛГ появились несоответствия. Надо привести мир в состояние гармонии.
Средства художественной выразительности: Стихотворение состоит из пяти катренов. Однако первый, четвёртый и пятый имею две дополнительные строки, логически и ритмически являющиеся продолжением предыдущих. Очевидно, автор захотел придать дополнительный рисунок стихотворению с цель выделения основных акцентов. Рифма перекрёстная. Классическое чередование мужской- ударной и женской-безударной. Размер 'Ну, вот и осень! Скрип да шорох' _/_/_/_/_ - четырёх стопный ямб с лишним безударным слогом в каждой нечётной строке. Особое место в стихотворении отводятся эпитетам: 'пожухлый', 'пустой', 'гулкий', 'весёлый', 'высохший', 'сгорбленный' помогают читателю воспринимать образы в их яркой неповторимости . Риторический вопрос в конце текста делает сюжетную линию незавершённой. Оно так и должно быть, ведь, несмотря на Осень, Любовь -не исчезла вместе с ветреной весной и благоухающим летом.
Оригинальность и образность: Выделение дополнительных строк расставляет акценты 'вчера -сегодня', 'где-где', 'любовь -весной'. Образы зримые на взгляд, слышимые на слух и ощутимые на вкус. Особенно тонко выписан образ луга, который;
Единственной ромашкой сонной
К полыни сгорбленной приник.
Концептуальность: Природный цикл завершён. Вслед за летом наступает осень. Жизненные силы на исходе. Но сила человеческой души торжествует над природой. Любовь, 'рождённая весной' требует продолжения. Но найдёт ли его? Звучит вопрос.
Ассоциативность: А. Пушкин 'Унылая пора..', И. Бунин 'Осень. Осыпается...', Лариса Кузьминская 'И будет осень', 'Среди осенней тишины'. Оценка 5 .
15. Бурель Л.Л. 'Капитуляция'
"Не люблю" - не хотела слышать.
"Не люблю" - не желала верить.
Нелюбовь, как дикого зверя
приручить старалась. Не вышло.
Словно яд змеиного жала,
"не" пыталась выдавить силой,
молний жар я о "не" гасила,
чтоб измором взять, окружала.
Нелюбовь , как опытный сталкер,
зону страсти прошла по краю.
Белый флаг я ей отправляю
треугольным письмом без марки.
Тема: Нелюбовь, которую долгое время принимали за любовь.
Идея: Когда устаёшь бороться за любовь, понимаешь, что можно обходиться и без этой борьбы, а стало быть, и этой любви.
Средства художественной выразительности: часто повторяющаяся частица и приставка 'не' повторяется девять раз. Причём в первом четверостишии шесть раз, потом употребление 'не' заметно идёт на убыль. Ситуация категорического отрицания как бы уступает место спокойному рассуждению. Стихотворение состоит из трёх катренов. Рифма кольцевая. Создаётся некий замкнутый круг, из которого ЛГ с трудом удаётся вырваться.
Размер 'Словно яд змеиного жала' /_/_/_ _/_ тяготеет к четырёхстопному хорею, с явным лишним безударным слогом между третьей и четвёртой стопой, плюс безударный слог, образующий женскую рифму, в конце строки.
Оригинальность и образность: интересны название 'капитуляция' и образ 'белого флага', а также 'треугольного конверта без марки'. Все эти символы являются военными. ЛГ, действительно, вела борьбу за любовь. Но так хочется сказать: 'капитулировать' - это не значит - проиграть сражение.
Концептуальность: Есть крепости, которые нам не доступны. Так стоит ли тратить время на их осады?
Ассоциативность: М. Цветаева 'Любовь. Любовь!', 'Вчера еще в глаза глядел...', 'Под маской плюшевого пледа...'. Оценка 4 .
16. Елисеева Анастасия 'Помнишь'
Помнишь, на чахлые розочки раскошелясь,
мы отмечали всё, что уже сбылось,
помнишь десятки маленьких сумасшествий,
помнишь, ты зарывался в лукавый шелест,
в гриву и грёзу упрямых моих волос?
Помнишь, в кино тайком целовал ладони,
помнишь, конфеты вечером приносил?
Помнишь, меня выписывали из роддома
с маленькой Машкой, ещё ты шутил: "мадонна
с куклой...", а кукла сладко спала в такси...
Помнишь весну, распутицу, новоселье,
Машка читала азбуку по складам,
папа - уже в больнице, и в воскресенье
нам позвонили... ещё ты сказал мне: "Ксеня,
я никогда, никогда тебя не предам".
Хватит молчать потрясённо, курить бессонно,
врать неумело, нежничать невпопад.
Хватит казниться, упрямо влезая в ссоры,
всё объяснимо, тебе пятьдесят, мне сорок,
ей девятнадцать, в общем, такой расклад.
Хватит прощанья, размазанной вязкой каши,
в щёчки давай поцелуемся - и пора.
Хватит про "бес в ребро" и "судьбе не прикажешь".
Хлопнула дверь. Обмираю бесслёзно. Я же
создана из твоего ребра...
Тема: любовь, которую предали.
Идея: чтобы мужчина захотел к Вам вернуться, нужно его сначала отпустить.
Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: Стихотворение состоит из пяти пятистиший. Если соотнести с названием, то в подсознании возникает мотив распятия. Любовь распята и попрана. Но она жива! Рифма перекрёстная. Однако явно "мешает" одна строка. Получается весьма оригинальное чередование 1//3//4 и 2//5. Это утяжеляет чтение и восприятие прочитанного, что достаточно логично укладывается в сюжет стихотворения: ситуация-то не из лёгких. Монотонно долгая и томительная нерешительность ГГ провоцирует "активность" ЛГ. Она берёт на себя решение этой важной проблемы.
Но перед тем как отпустить, она его прилично мучает, задавая вопросы, напоминающие самые важные события их жизни. Размер "Хватит молчать потрясённо, курить бессонно" /_ _ /_ _ /_ _/_ _ /_ нечёткий, нестабильный амфибрахий с лишним ударным и безударным слогом тоже подчёркивают основной сюжетный мотив. ЛГ пытается представить себе ситуацию как типичную бытовую, поэтому употребляет много речевых банальных выражений: "Бес в ребро", "судьбе не прикажешь" Последняя укороченная строка обрывает ход повествования. История закончена. Или нет? А как же намёк на"ребро"? Неужели комплекс Евы ?
Концептуальность: Мир способен разломиться на две части: с любимым и без него. И причиной этому измена, предательство. Вот тебе и катаклизм, в отдельно взятой семье, в отдельно взятой квартире. Но меня не оставляет ощущение какой-то наигранности, чрезмерной драматичности.
Ассоциативность: Пастернак "Гамлет", М. Цветева "Вчера ещё в глаза глядел", А. Ахматова" Я научилась просто мудро жить". Оценка 4 .
17. Алексеев А.А. 'Непристойность высокая'
Пью чашу снов; сны, словно капли яда,
Болезненными делают мечтанья,
Фантазии о нимфах и наядах,
О Вас со мной в нескромных сочетаньях.
В мерцанье сна уже не в силах скрыть я
Неизреченность мысленной картины:
Ритмическую музыку соитья
Меня и Вас - нас, слитых воедино.
Я назначаю тайные свиданья
На островах Забвенья и Блаженства,
Расплачиваясь явью, словно данью,
За право обладанья совершенством.
Из сотен снов я сон один зову -
Тот, что и Вам приснился наяву.
Тема: эротическая фантазия во сне.
Идея: Плотская любовь может быть так же гармонична и потрясающе красива.
Средства художественной выразительности: жанр сонет, очень рада, что просочилось в финал это стихотворение. Соответственно состоит из четырнадцати строк. Трёх катренов и одного двустишия. Рифма перекрёстная, а в последней строке параллельная. Всё согласно жанру. Чередование мужской и женской рифмы. Символично, как перекрёсток, скрещивание, судьбоносный крест.
Оригинальность и образность: замечательны и оригинальны следующие образы: 'чаши снов', 'ритмическая музыка соитья', 'острова Забвенья и Блаженства'. Особенно трогательно и признательно звучит строка 'За право обладанья совершенством'. Немного напряжённо звучат слова 'капли яда', приближая телесную идиллию, к плотской оргии. 'Болезненные' мечтания и фантазии, на мой взгляд, не слишком вяжутся с гармонией 'соития' с 'совершенством.
Концептуальность: достижение полной гармонии вполне возможно лишь во сне, но за это придётся 'расплачиваться явью'. Очевидно, за право обладания совершенством, надо будет отдать душу Дьяволу.
Ассоциативность: А. Блок 'Демон', И. Бродский 'Я пробудился весь в поту', он же 'Любовь'.
Оценка 4 .
18. Воронов А.В. 'Под морзянку дождя'
Под морзянку дождя
набирать СМС-ку "Скучаю..",
Бесконечное "Жду!"
шифровать безыскусным "Прости..".
Неприступное "Если"
немилость отменит -
ключами
к тишине трель звонка?!..
А пока утешеньем мотив
мельтешащего месива
черточек-точек дождинок.
Что ж предатель-озноб,
ты, наверное, прав на все сто:
Мимолетна удача -
поверить своей половинке,
И ее отпустить
погулять ... за разлуки бетон.
Награждая вдогонку - немыслимо! -
всплесками ... боли.
Накопилось: цунами
в сравненье по ярости - бриз..
Как удачно слова
монолит отношений вспороли!..
Соберешь воедино
на счет "раз-два-три"?!
Раз!..Два?.. Три?!!..
И насколько прочна - и устойчива?! -
счастья площадка?
На шифровку небес
не надейся - напыщенный слог
Прорисует грядущее
очень туманно и сладко
/Бросив в бурные воды -
учить управляться с веслом/.
23.09.2009
Тема: любовь на расстоянии, любовь 'как состояние' души.
Идея: Расстояние не помеха для любви, если эта Любовь настоящая.
Средства художественной выразительности и оригинальность: жанр верлибр, но некоторые строки имеют приблизительное фонетическое созвучие ' прости - три', 'площадка-сладко' и другие. В тексте несколько риторических вопросов и большое количество восклицательных выражений, что придаёт ему определённую экспрессию. Нервность, неровность строк чем-то напоминают азбуку Морзе. Приём оригинальный и весьма выразительный: точка, как бы, символизирует прекращение отношений, а тире намекает на возможность их продолжения. Договорились ли мужчина и женщина о грядущей встрече, так и остаётся для читателя загадкой, но эпитеты 'туманно и сладко' позволяют надеяться, что встреча состоится.
Образность: замечателен образ дождя, заявленный в первой строке, который отражает внутренне состояние героя. Капли его длинные и короткие - это ритмические удары сердца. Длинные на счёт 'скучаю', 'жду', 'если'. Короткие на счёт 'раз-два-три'. Обилие метафор делают стихотворение нелёгким для восприятия.
Концептуальность: отношения мужчины и женщины - это не есть простое взаимоотношение полов, это - сложное, постоянно перетекающее из одного в другое, состояние мира, природы.
Ассоциативность: А Блок ' Сольвейг', И. Бродский 'Тихотворение мое, мое немое...'.
Оценка 4 .
19. Бойку В. 'Надо только любить'
Всё, чем ты обладаешь -
Поставить спокойно на кон.
Надо только любить...
Раствориться в небесной лазури.
И увидеть, услышать, осмыслить,
Что это - закон -
Притяженье Огня и Воды,
Сновиденья и Бури...
Надо только любить...
Громким эхом движенье светил
Отзовётся в сердцах -
В переполненных чашах Грааля.
Наш союз в Небесах
Бог-Отец навсегда освятил,
Матерь Мира средь нас.
Нам не ведомы грани печали.
Надо только любить...
Очень надо... Иначе нельзя
Разглядеть в Человеке
Живое Присутствие Бога.
Надо очень любить...
Прорастая, летая, скользя.
Как же, всё-таки, это -
Возвышенно, ярко и много.
Надо только любить...
Вспыхнуть пламенем ярких комет.
Возродиться из пепла
Земных многозначащих будней.
Каждый день словно солнце
Дарить окружающим свет.
Зацелованным, радостным, нежным -
Творить беспробудно.
Надо только любить...
Многоточьем, пульсацией вен.
Чтоб узнать - что же это такое -
Второе дыханье.
Время счастья, покоя, уюта,
Больших перемен.
Безразлично, какое меж нами
Тогда расстоянье.
Надо только любить...
Ведь не каждому это дано -
Безусловно довериться
Внутренним жизнепотокам.
Мы сажаем с тобой
В плодородную почву зерно.
Мы с тобой приобщились
К Сердечным Вселенским Истокам.
Надо только любить...
Бесполезно об этом молчать.
Неосознанным жестом,
Наполненным ласковым словом,
Обаянием женским
И силой мужского плеча.
Я готов, потому что
И ты бесконечно готова.
Тема: надо любить... и всё!
Идея: любовь - потребность души и одновременно большая сложная работа
Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение состоит из восьми октав. Очень интересна и нетрадиционна рифмовка текста: 2//6, 3//5 (не везде!) и 4//8, создавая, таким образом, разомкнутый круг. Основная мысль стихотворения заложена в рефрене 'Надо только любить...' От того, что эта строка начинает каждую октаву, создаётся ощущение возвращения к исходному, к истоком. Смысл Бытия в любви. Как не вспомнить любимого поэта: 'Только влюблённый имеет право на звание человека'. Большую роль играют и ряды однородных членов, передающие градацию чувств героя и героини 'Время счастья, покоя, уюта...'. Характерны несколько оригинальных эпитетов 'Сердечным Вселенским Истокам', 'Зацелованным, радостным, нежным'. Но много эпитетов и традиционных 'небесной лазури', 'переполненных чашах', 'ласковым словом', что придаёт стихотворению некоторую обыденность и тривиальность.
Образность: ведущие образы - Бога -Отца и Матери Мира, символизирующих единение мужского и женского начала 'Обаянием женским И силой мужского плеча'. Только вдвоем они в состоянии произрастить зерно будущего Мира.
Концептуальность: Любовь дана людям в виде маленького зёрнышка, а произрастить его люди должны сами.
Ассоциативность: Библейская притча ' В магазине у Бога'.
Оценка 4 .
Продолжение продолжения
<1 2 3 4 5 >