Меню сайта
Наш опрос
|
Обзор финальной поэзии конкурса "Такая разная любовь"Любовь - такая разная ...Наконец-то, могу заняться любимым делом - читать стихи. Несмотря на глубокое уважение к системе "доктора Феникса" я буду следовать годами проверенному на уроках литературы, заданному алгоритму, который состоит из следующих пунктов: Тема Идея Средства художественной выразительности Оригинальность Образность Концептуальность Ассоциативность 1. К. Варб "Шишки" По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре. Их подросшие кроны зардели от стыда: недостойные - е. Эти дни! Не недели, - мгновенья. Эти чистые ночи без сна, переменчиво, как настроенье, растеряет хмельная весна. Уходить и возвращаться: видеть! Собирать растраченную грусть! Воскресать! Любить и ненавидеть! Слышать и не слушать! В добрый путь!!! Находить и проникать неброско. Не навязывать.... Не отпускать! Быть простым: Все сложенное - просто! Деять! Ждать! Мутны зимнего солнца лучи и на грязном снегу снегири. Черной тучей взмывают дымы. Мы... Собираем разбитые шишки, мертвых веток ломаем подол. Вспоминаем, как было, что вышло. Отчего? В чём сыр бор? Мы растопим снега, от тепла затаённого лета. Мы забудем года, как кошмар пробежавшего сна. Счастье там, где есть мы, а не где-то. Если всё отдаётся и пьётся до дна! Пусть сияет Чигирь. Пусть глядится Земля в юный месяц. Пусть роса как слеза. Пусть краснеет зарею восток: Счастлив тот, кто в безумии грусти стал весел, вспомнив вечного мая бессмертный цветок... Тема: Любовь в её всевозможных ипостасях и проявлениях. Идея: Обновление жизни, обновление чувства, обновление природы - торжествующая весенняя гармония. Средства художественной выразительности: необычный набор эпитетов и оригинальных метафор -"пирным пурпуром", "хмельная весна", "мёртвых веток ломаем подол", "вечного мая бессмертный цветок", оксюморон "в безумии грусти стал весел" - придают стихотворению яркую образность и индивидуальность. "аписано прозаической строкой, но имеет довольно чёткую ритмическую организацию: "По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре"_ _ / _ _/ _ _ /_/_/_ _ /_ _/ не идеальный, но всё-таки анапест. В музыке соответствует темпу умеренного вальса. Отсюда и соответственное движение. Рифма - нечёткая, приблизительная, что в принципе и является типичным для стихотворений в прозе. Образность: образы юной зари, хмельной весны вступают в противоборство с мутными зимними лучами, грязным снегом и чёрными тучами Концептуальность: Стихотворение имеет концентрическую динамику сюжета, что даёт автору возможность передать ощущение повторяемости и смены событий. Чередование "зимнего" и "весеннего" цикла, как в природе, так и в жизни любого человека. Ассоциативность: Фет "пурпур розы", Фет А. А. - А. Л. Бржеской "Опять весна! опять дрожат листы", Пастернак "Хмель", Тютчев: Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены,- Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны! Единственное пожелание: стих нужно выровнять как верлибр. Оценка 4 2. Чавгунова Е.В. "Чудеса в его приходят сны" Чудеса в его приходят сны, Волшебство ей в волосы вплетается - Если вы в кого-то влюблены, Значит, сказка только начинается... Значит, можно по ночам не спать, Исписав блокнотик мелким почерком. Если крылья есть - пора летать, В небе не бывает одиночества. Если станет этот мир добрей На улыбку, на одно доверие, То влюбленных на большой Земле Не разлучит ни одно затмение. Тема: любовь созидающая Идея: любовь преображает мир и делает его чище и добрей. Средства художественной выразительности: сразу бросается в глаза анафора в третьей строке, шестой и восьмой "если", а также в пятой и шестой строках "значит". Они задают определённый ритмический тон и некую гипотетическую замкнутость " если... то". Необычная авторская метафора "Волшебство ей в волосы вплетается" соседствует с довольно распространённой метафорой "любовь - сказка". Образ "окрыляющей любви" - один из интереснейших образов стихотворения. Правда, далеко не новый. Размер "Чудеса в его приходят сны" /_ /_/_/_/ хорей, усечён в каждой нечётной строке. Рифма перекрёстная, но не полная. Фонетическое совпадение лишь в последнем слоге "сны - влюблены", "доверие -затмение". Оригинальность: в глаза не бросается. Разве только что "мир добрее, на улыбку, на одно доверие". Далее автор делает логическую ошибку: путает причину и следствие. До сих пор причиной была любовь, следствием -изменение в мироздании. В последней строфе наоборот. Образность: интересны образы косы с "вплетённым" в неё "волшебством" и образ "крыльев", способных не только поднять под небеса, но и избавить от "одиночества" Концептуальность: субъектно-объектные отношения дополняют друг друга, как причина и следствие. Внутренняя гармония позволяет видеть мир гармоничным, или же, как в третьем катрене, мировая гармония влияет на состояние души. Ассоциативность: русские народные сказки, Пастернак "Мне снилась осень в полусвете стекол..." Оценка 3. 3. Попов И.Б. "Стансы" Не своди нас к контрасту - Без того далеки. Поболтаем на равных, Как порой старики - После долгой работы, За столом, близ огня... Иль оставишь за бортом И не вспомнишь меня? II Знаю, спустишь на волны Быстроходный челнок, Чтоб отчалить мне. Вот бы Возвратиться я мог! Но не впустишь обратно - С червоточиной я. И на солнце есть пятна, Дорогая моя! III И на солнце есть пятна, Как сказал бы Бодлер - И об этом стократно Под конец пожалел. Знаю, все небезгрешны, Но ведь жизнь такова, Что монета без решки - Как без плеч голова. IV Не на деньги играем, А от скуки. Небось, Чтоб открыть двери рая, Соблюдать нужно пост. Не хотим. И не будем. И - признаюсь тебе - Очень скоро забудем О любви и т. п. V Не забыл. И не стану, Потому что тогда Вмиг я сделаюсь старым. Неживая вода - Это наша усталость, Мысль о том, что пора, Чтоб рубца не осталось, Сбросить сердце с одра. VI Нет! Я буду по капле Умирать молодым. Это лучше, чем кануть В Лету старцем седым. Лучше как Маяковский - Застрелиться, пока Равнодушия кольца Не обвили бока. VII Почему все глаголят, Что жесток этот мир? Не жесток - а не понят И по-своему мил. Просто есть что-то в людях, Что не даст пренебречь Болью - малой ли, лютой, - Сбросить тяготы с плеч. VIII Потому и не можем Не искать идеал - Он вовек невозможен, Что даёт нам накал Негативных эмоций. Полюби же меня - Беспокойного монстра, Ненавистника дня. IX Полюби - и увидишь: В небе вспыхнет звезда! Я, конечно, не витязь, Но и ты не всегда Смотришь энтой Мадонной. Полюби - и поймёшь: Наконец-то ты дома! Мир отныне не мёртв! Тема: неразделённая, но небезнадёжная любовь Идея: Жизнь без любви невозможна, потому что противоречит самой идее существования мира. Средства художественной выразительности, образность и сразу об оригинальности: стихотворение представляет собой девять восьмистиший. В каждой из "октав" тема получает дополнительное звучание, обрастает новым мотивом, раскрывается в новом образной системе. В первой "октаве" показательно сравнение "как порой старики". Чувство "устарело", но было ли оно? Во второй интересен образ челнока, отчаливающий от берега надежды и любви. Двоякое значение слова "отчаливать" тонко обыграно автором и делает ситуацию почти драматической: Но не впустишь обратно - С червоточиной я. Во второй и третьей "октаве" возникает авторская аксиома "и на солнце есть пятна". Честно говоря, непонятно почему она приписывается Бодлеру. Образ монеты, которой не стоит человеческая жизнь приобретает новое звучание: ... монета без решки - Как без плеч голова. В четвёртой "октаве" несколько банальных метафор "двери рая", "любовь -игра", а сокращение "т.п." ещё более добавляют типичности и предсказуемости любовной ситуации. В пятой "октаве" мотив старения без любви становится ведущим, а образ "неживой воды- усталости" как бы подводит итого былому. Однако шестая "октава" вдруг пробуждает страстное противоречие, которое резко контрастирует с её "усталостью": Нет! Я буду по капле Умирать молодым. Это лучше, чем кануть В Лету старцем седым. Далее возникает образ "монстра" - "ненавистника дня" и отношения лирического героя и героини переходят в стадию демонических; Но и ты не всегда Смотришь энтой Мадонной. Размер стихотворения: "Нет! Я буду по капле" /_/ _ _/_ тяготеет к хорею, однако имеет лишний безударный слог между вторым и третьим слогом, что делаю строку неровной, ритм сбивчивым, а содержание нервным. Концептуальность: мир прекрасен, но увидеть это красоту может не каждый. Интересна авторская формула: любовь= молодость= дом=жизнь. Ассоциативность: Бодлер "Соответствия", Пушкин "Стансы", Лермонтов "Я не для ангелов и рая", Александр Кушнер "Быть нелюбимым! Боже мой!" и Иосиф Бродский "Теперь все чаще чувствую усталость" Оценка 4 . 4. Галашева Ирина "Полуденным зноем, черёмухи ветром" Полуденным зноем, черемухи ветром Что буйствует в нашей крови? Все залито лунным обманчивым светом На пыльных дорогах любви. И я не смогу рассказать без опаски, Что - правда, что - каверзы лжи: Быть может, здесь ожили старые сказки. А, может, живут миражи. Быть может, ты прав: лишь иллюзия - крылья, Любовь - прихоть, химия, бес... Но утром искрятся следы звездной пыли На стоптанных туфлях принцесс. Тема: любовь в её бесконечности и непостижимости. Идея: Любовь разлита в воздухе, в мироздании, любовь - первооснова Бытия. Она неоднозначна, порой парадоксальна, необъяснима, но она есть, и это неоспоримый факт. Средства художественной выразительности: стихотворение не имеет делений на катрены и представляет собой единый текст, состоящий из 12 строк. Рифма перекрёстная, точная имеет фонетическое совпадение двух последних слогов. Кроме того авто умело использует сочетание женской и мужской рифмы. Ритмическая организация неровная, Идёт постоянное чередование короткой и длинной строки. Соответственно размер "Полуденным зноем, черемухи ветром" _/__/__/_ _/ _ Что буйствует в нашей крови? _/ __ / _ _ / Представляет собой усечённый амфибрахий в первом слоге и в каждой нечётной строке имеющий дополнительный безударный слог. Немного сбивчивый темп быстрого вальса. Риторический вопрос в начале текста задаёт определённую интонацию повествованию. Вопрос, на который пока не нашли ответа. Оригинальность и образность: завораживает первая строка - так как чувствуется нарастающее стремительное вальсовое кружение; "пыльные дороги любви" - весьма оригинальный авторский эпитет создаёт необычный образ: "пыльной", потому что маловостребованной или же, наоборот, "пыльной" от чрезмерной востребованности (не успевает почиститься), а возможно, "пыльной" , потому что не слишком "чистой". Более склоняюсь ко второму варианту, так как в конце стихотворения снова возникает образ "звёздной" пыли "на стоптанных туфлях принцесс". Снова возникает традиционный мотив любви-сказки, любви-чуда, любовь-химия, любовь -мираж, дающая крылья. Концептуальность: любовь необъяснима, она существенно изменяет нашу жизнь, обманывает, приносит страдания, но как неудержимо и стремительно несёмся к ней через времена и космические мили. И счастливы одной иллюзией. Ассоциативность: Братья Гримм "Стоптанные туфельки", Фет А. А. - "Любо мне в комнате ночью стоять". Оценка 5. 5. Бойку Владислав. "Я, видимо, что-либо совершил" Твоя любовь - моё благословенье. Твоя любовь - молитва обо мне. И в Мире Горнем, и на самом дне Я чувствую твоё прикосновенье. Я, видимо, что-либо совершил Достойное по сумме воплощений... В единстве мыслей, дел и ощущений, В единстве духа, тела и души. Тема: Любовь - спасение, любовь - вознаграждение Идея: Любовь дана ЛГ в награду за нечто великое, совершённое в прошлых жизнях. Это Божий дар. Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: Стихотворение представляет собой восьмистишие, разбитое автором на четыре двустишья. Каждое из двустиший содержит лаконичную замкнутую микротему. Рифма кольцевая. Рифмуя 1 и 4 строки, автор создаёт кольцо. В этом четверостишии речь идёт о ней и её молитве, которую герой "чувствуют" всегда. Второе четверостишие - тоже кольцо. Это достаточно символично. Два кольца: мужское и женское. Три анафоры в столь коротком стихотворении "твоя любовь", "я", " в единстве" - своего рода возвращение к исходной микротеме "твоя любовь". Стихотворение лишено пафосных эпитетов и ярких метафор, однако имеет чёткую ритмическую организацию: "Твоя любовь - моё благословенье" _/_/_/ _/_/_ пятистопный хорей с лишним безударным слогом в конце каждой нечётной строки. Этот приём даёт возможность автору чередовать мужскую и женскую рифму, что, несомненно, соответствует оригинальному художественного образу: единство "Духа, тела и души". Концептуальность: настоящая любовь даётся человеку в награду за нечто "достойное", совершённое в предыдущих воплощениях. Это - великий дар судьбы и Бога. Ассоциативность: О. Хайям "Бог даёт -Бог берёт", Басё "Лунным сиянием берег, как златом усеян". Оценка 5 . 6. Бойку Владислав. "Сокровенный танец двух начал " Сокровенный танец двух начал - Бесконечный танец во вселенной... Тех начал, которые Нетленный В сердце мирозданья повенчал, Выделив из Самого Себя Дух-Зерно - гармонию движенья - Нежность и взаимопритяженье, Силу жить и побеждать, любя... Тема: любовь - основа основ. Идея: Мир берёт своё начало в гармонии любви и "взаимопритяжении" Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: необычная и яркая метафора: любовь - "танец двух начал" прекрасно дополняется эпитетами "сокровенный" и "бесконечный". Стихотворение представляет собой восьмистишие (октаву. Та же кольцевая рифма организует два кольца. Но так как в конце четвёртой строки нет точки, кольца как бы плавно перетекают из одного в другое. То же чередование мужской и женской рифмы, четырёхстопный хорей. Интересен образ Бога, именуемый "Духом - Зерном". Концептуальность: сокровенное влечение и притяжение людей друг к другу обусловлено самим фактом существования мира, который создал "Нетленный", то есть Вечный Бог. Ассоциативность: О. Хайям "Ад и рай - в небесах". Оценка 4 . 7. Шелухин Александр "Ночка" Ночью дивной открою глаза От манящего лунного света. Тишина... Лишь старуха-гроза Все ворчит, еле слышная, где-то. Я не сплю. Потаенные сны Надоело смотреть в одиночку. Вот возьму, украду у весны Чернобровую девицу-ночку, Уведу ее к лежбищу гор, В лунном блеске как будто не старых, Разожгу там искристый костер, И спою что-нибудь под гитару. А она, разрумянясь со мной От костра или песен раздольных, Вдруг взовьется на небо зарей И шепнет в наслажденье: "Довольно..." Я вернусь к улетающим снам, А душа не уймется, хохочет: "Ну скажи-ка, мамаша-весна, Не теряла ль сегодня ты дочку?" Тема: любовь без правил и границ. Идея: прекрасен мир, наполненный возможностью любить. Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: любимым тропом автора, судя по всему, является эпитет. Так в данном стихотворении они достаточно выразительны: "дивной", "манящей", "потаённые", "искристый", "раздольных", "улетающим". Оживляют композицию, делая её неповторимо образной и олицетворения "старуха-гроза", "девица-ночка", "мамаша-весна". Раскрытию образа способствует и два введённых диалога. Стихотворение состоит из пяти катренов, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской рифмы -типичные для русской классики приёмы. Размер "Я вернусь к улетающим снам" /_/_/_/ тяготеет к хорею, но в каждой чётной строке имеет дополнительный безударный слог. Образная система тоже тяготеет к классической традиции, в том числе и цыганского романса: "лунный свет", "икристый костёр", "гитара", "украду... девицу-ночку". Однако есть и индивидуальные авторские находки: "старуха-гроза", "мамаша-весна", "девица-ночка". Концептуальность: человек в своей любви всесилен. Он является частью мировой гармонии и потому на равных заявляет о себе мирозданию. Ассоциативность: А Блок "Была ты всех ярче, верней и прелестней", "Приближается звук. И, покорна щемящему звуку...", В. Брюсов. "Итак, это - сон, моя маленькая...", С. Есенин "Видно, так заведено навеки..." Оценка 5 . Продолжение <1 2 3 4 5 > |
Поиск
Друзья сайта
|