Любовь - такая разная ...
Наконец-то, могу заняться любимым делом - читать стихи. Несмотря на глубокое уважение к системе "доктора Феникса" я буду следовать годами проверенному на уроках литературы, заданному алгоритму, который состоит из следующих пунктов:
Тема
Идея
Средства художественной выразительности
Оригинальность
Образность
Концептуальность
Ассоциативность
1. К. Варб "Шишки"
По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре. Их подросшие кроны зардели от стыда: недостойные - е. Эти дни! Не недели, - мгновенья. Эти чистые ночи без сна, переменчиво, как настроенье, растеряет хмельная весна.
Уходить и возвращаться: видеть! Собирать растраченную грусть! Воскресать! Любить и ненавидеть! Слышать и не слушать! В добрый путь!!!
Находить и проникать неброско. Не навязывать.... Не отпускать! Быть простым: Все сложенное - просто! Деять! Ждать!
Мутны зимнего солнца лучи и на грязном снегу снегири. Черной тучей взмывают дымы. Мы...
Собираем разбитые шишки, мертвых веток ломаем подол. Вспоминаем, как было, что вышло. Отчего? В чём сыр бор?
Мы растопим снега, от тепла затаённого лета. Мы забудем года, как кошмар пробежавшего сна. Счастье там, где есть мы, а не где-то. Если всё отдаётся и пьётся до дна!
Пусть сияет Чигирь. Пусть глядится Земля в юный месяц. Пусть роса как слеза. Пусть краснеет зарею восток: Счастлив тот, кто в безумии грусти стал весел, вспомнив вечного мая бессмертный цветок...
Тема: Любовь в её всевозможных ипостасях и проявлениях.
Идея: Обновление жизни, обновление чувства, обновление природы - торжествующая весенняя гармония.
Средства художественной выразительности: необычный набор эпитетов и оригинальных метафор -"пирным пурпуром", "хмельная весна", "мёртвых веток ломаем подол", "вечного мая бессмертный цветок", оксюморон "в безумии грусти стал весел" - придают стихотворению яркую образность и индивидуальность. "аписано прозаической строкой, но имеет довольно чёткую ритмическую организацию: "По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре"_ _ / _ _/ _ _ /_/_/_ _ /_ _/ не идеальный, но всё-таки анапест. В музыке соответствует темпу умеренного вальса. Отсюда и соответственное движение. Рифма - нечёткая, приблизительная, что в принципе и является типичным для стихотворений в прозе.
Образность: образы юной зари, хмельной весны вступают в противоборство с мутными зимними лучами, грязным снегом и чёрными тучами
Концептуальность: Стихотворение имеет концентрическую динамику сюжета, что даёт автору возможность передать ощущение повторяемости и смены событий. Чередование "зимнего" и "весеннего" цикла, как в природе, так и в жизни любого человека.
Ассоциативность: Фет "пурпур розы", Фет А. А. - А. Л. Бржеской
"Опять весна! опять дрожат листы", Пастернак "Хмель", Тютчев:
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Единственное пожелание: стих нужно выровнять как верлибр. Оценка 4
2. Чавгунова Е.В. "Чудеса в его приходят сны"
Чудеса в его приходят сны,
Волшебство ей в волосы вплетается -
Если вы в кого-то влюблены,
Значит, сказка только начинается...
Значит, можно по ночам не спать,
Исписав блокнотик мелким почерком.
Если крылья есть - пора летать,
В небе не бывает одиночества.
Если станет этот мир добрей
На улыбку, на одно доверие,
То влюбленных на большой Земле
Не разлучит ни одно затмение.
Тема: любовь созидающая
Идея: любовь преображает мир и делает его чище и добрей.
Средства художественной выразительности: сразу бросается в глаза анафора в третьей строке, шестой и восьмой "если", а также в пятой и шестой строках "значит".
Они задают определённый ритмический тон и некую гипотетическую замкнутость " если... то". Необычная авторская метафора "Волшебство ей в волосы вплетается" соседствует с довольно распространённой метафорой "любовь - сказка". Образ "окрыляющей любви" - один из интереснейших образов стихотворения. Правда, далеко не новый. Размер "Чудеса в его приходят сны" /_ /_/_/_/ хорей, усечён в каждой нечётной строке. Рифма перекрёстная, но не полная. Фонетическое совпадение лишь в последнем слоге
"сны - влюблены", "доверие -затмение".
Оригинальность: в глаза не бросается. Разве только что "мир добрее, на улыбку, на одно доверие". Далее автор делает логическую ошибку: путает причину и следствие. До сих пор причиной была любовь, следствием -изменение в мироздании. В последней строфе наоборот.
Образность: интересны образы косы с "вплетённым" в неё "волшебством" и образ "крыльев", способных не только поднять под небеса, но и избавить от "одиночества"
Концептуальность: субъектно-объектные отношения дополняют друг друга, как причина и следствие. Внутренняя гармония позволяет видеть мир гармоничным, или же, как в третьем катрене, мировая гармония влияет на состояние души.
Ассоциативность: русские народные сказки, Пастернак "Мне снилась осень в полусвете стекол..." Оценка 3.
3. Попов И.Б. "Стансы"
Не своди нас к контрасту -
Без того далеки.
Поболтаем на равных,
Как порой старики -
После долгой работы,
За столом, близ огня...
Иль оставишь за бортом
И не вспомнишь меня?
II
Знаю, спустишь на волны
Быстроходный челнок,
Чтоб отчалить мне. Вот бы
Возвратиться я мог!
Но не впустишь обратно -
С червоточиной я.
И на солнце есть пятна,
Дорогая моя!
III
И на солнце есть пятна,
Как сказал бы Бодлер -
И об этом стократно
Под конец пожалел.
Знаю, все небезгрешны,
Но ведь жизнь такова,
Что монета без решки -
Как без плеч голова.
IV
Не на деньги играем,
А от скуки. Небось,
Чтоб открыть двери рая,
Соблюдать нужно пост.
Не хотим. И не будем.
И - признаюсь тебе -
Очень скоро забудем
О любви и т. п.
V
Не забыл. И не стану,
Потому что тогда
Вмиг я сделаюсь старым.
Неживая вода -
Это наша усталость,
Мысль о том, что пора,
Чтоб рубца не осталось,
Сбросить сердце с одра.
VI
Нет! Я буду по капле
Умирать молодым.
Это лучше, чем кануть
В Лету старцем седым.
Лучше как Маяковский -
Застрелиться, пока
Равнодушия кольца
Не обвили бока.
VII
Почему все глаголят,
Что жесток этот мир?
Не жесток - а не понят
И по-своему мил.
Просто есть что-то в людях,
Что не даст пренебречь
Болью - малой ли, лютой, -
Сбросить тяготы с плеч.
VIII
Потому и не можем
Не искать идеал -
Он вовек невозможен,
Что даёт нам накал
Негативных эмоций.
Полюби же меня -
Беспокойного монстра,
Ненавистника дня.
IX
Полюби - и увидишь:
В небе вспыхнет звезда!
Я, конечно, не витязь,
Но и ты не всегда
Смотришь энтой Мадонной.
Полюби - и поймёшь:
Наконец-то ты дома!
Мир отныне не мёртв!
Тема: неразделённая, но небезнадёжная любовь
Идея: Жизнь без любви невозможна, потому что противоречит самой идее существования мира.
Средства художественной выразительности, образность и сразу об оригинальности: стихотворение представляет собой девять восьмистиший. В каждой из "октав" тема получает дополнительное звучание, обрастает новым мотивом, раскрывается в новом образной системе. В первой "октаве" показательно сравнение "как порой старики". Чувство "устарело", но было ли оно?
Во второй интересен образ челнока, отчаливающий от берега надежды и любви. Двоякое значение слова "отчаливать" тонко обыграно автором и делает ситуацию почти драматической:
Но не впустишь обратно -
С червоточиной я.
Во второй и третьей "октаве" возникает авторская аксиома "и на солнце есть пятна". Честно говоря, непонятно почему она приписывается Бодлеру. Образ монеты, которой не стоит человеческая жизнь приобретает новое звучание:
... монета без решки -
Как без плеч голова.
В четвёртой "октаве" несколько банальных метафор "двери рая", "любовь -игра", а сокращение "т.п." ещё более добавляют типичности и предсказуемости любовной ситуации.
В пятой "октаве" мотив старения без любви становится ведущим, а образ "неживой воды- усталости" как бы подводит итого былому.
Однако шестая "октава" вдруг пробуждает страстное противоречие, которое резко контрастирует с её "усталостью":
Нет! Я буду по капле
Умирать молодым.
Это лучше, чем кануть
В Лету старцем седым.
Далее возникает образ "монстра" - "ненавистника дня" и отношения лирического героя и героини переходят в стадию демонических;
Но и ты не всегда
Смотришь энтой Мадонной.
Размер стихотворения: "Нет! Я буду по капле" /_/ _ _/_ тяготеет к хорею, однако имеет лишний безударный слог между вторым и третьим слогом, что делаю строку неровной, ритм сбивчивым, а содержание нервным.
Концептуальность: мир прекрасен, но увидеть это красоту может не каждый. Интересна авторская формула: любовь= молодость= дом=жизнь.
Ассоциативность: Бодлер "Соответствия", Пушкин "Стансы", Лермонтов "Я не для ангелов и рая", Александр Кушнер "Быть нелюбимым! Боже мой!" и Иосиф Бродский "Теперь все чаще чувствую усталость" Оценка 4 .
4. Галашева Ирина "Полуденным зноем, черёмухи ветром"
Полуденным зноем, черемухи ветром
Что буйствует в нашей крови?
Все залито лунным обманчивым светом
На пыльных дорогах любви.
И я не смогу рассказать без опаски,
Что - правда, что - каверзы лжи:
Быть может, здесь ожили старые сказки.
А, может, живут миражи.
Быть может, ты прав: лишь иллюзия - крылья,
Любовь - прихоть, химия, бес...
Но утром искрятся следы звездной пыли
На стоптанных туфлях принцесс.
Тема: любовь в её бесконечности и непостижимости.
Идея: Любовь разлита в воздухе, в мироздании, любовь - первооснова Бытия. Она неоднозначна, порой парадоксальна, необъяснима, но она есть, и это неоспоримый факт.
Средства художественной выразительности: стихотворение не имеет делений на катрены и представляет собой единый текст, состоящий из 12 строк. Рифма перекрёстная, точная имеет фонетическое совпадение двух последних слогов. Кроме того авто умело использует сочетание женской и мужской рифмы. Ритмическая организация неровная, Идёт постоянное чередование короткой и длинной строки. Соответственно размер "Полуденным зноем, черемухи ветром"
_/__/__/_ _/ _
Что буйствует в нашей крови?
_/ __ / _ _ /
Представляет собой усечённый амфибрахий в первом слоге и в каждой нечётной строке имеющий дополнительный безударный слог. Немного сбивчивый темп быстрого вальса. Риторический вопрос в начале текста задаёт определённую интонацию повествованию. Вопрос, на который пока не нашли ответа.
Оригинальность и образность: завораживает первая строка - так как чувствуется нарастающее стремительное вальсовое кружение; "пыльные дороги любви" - весьма оригинальный авторский эпитет создаёт необычный образ: "пыльной", потому что маловостребованной или же, наоборот, "пыльной" от чрезмерной востребованности (не успевает почиститься), а возможно, "пыльной" , потому что не слишком "чистой". Более склоняюсь ко второму варианту, так как в конце стихотворения снова возникает образ "звёздной" пыли "на стоптанных туфлях принцесс". Снова возникает традиционный мотив любви-сказки, любви-чуда, любовь-химия, любовь -мираж, дающая крылья.
Концептуальность: любовь необъяснима, она существенно изменяет нашу жизнь, обманывает, приносит страдания, но как неудержимо и стремительно несёмся к ней через времена и космические мили. И счастливы одной иллюзией.
Ассоциативность: Братья Гримм "Стоптанные туфельки", Фет А. А. - "Любо мне в комнате ночью стоять". Оценка 5.
5. Бойку Владислав. "Я, видимо, что-либо совершил"
Твоя любовь - моё благословенье.
Твоя любовь - молитва обо мне.
И в Мире Горнем, и на самом дне
Я чувствую твоё прикосновенье.
Я, видимо, что-либо совершил
Достойное по сумме воплощений...
В единстве мыслей, дел и ощущений,
В единстве духа, тела и души.
Тема: Любовь - спасение, любовь - вознаграждение
Идея: Любовь дана ЛГ в награду за нечто великое, совершённое в прошлых жизнях. Это Божий дар.
Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: Стихотворение представляет собой восьмистишие, разбитое автором на четыре двустишья. Каждое из двустиший содержит лаконичную замкнутую микротему. Рифма кольцевая. Рифмуя 1 и 4 строки, автор создаёт кольцо. В этом четверостишии речь идёт о ней и её молитве, которую герой "чувствуют" всегда. Второе четверостишие - тоже кольцо. Это достаточно символично. Два кольца: мужское и женское. Три анафоры в столь коротком стихотворении "твоя любовь", "я", " в единстве" - своего рода возвращение к исходной микротеме "твоя любовь". Стихотворение лишено пафосных эпитетов и ярких метафор, однако имеет чёткую ритмическую организацию: "Твоя любовь - моё благословенье" _/_/_/ _/_/_ пятистопный хорей с лишним безударным слогом в конце каждой нечётной строки. Этот приём даёт возможность автору чередовать мужскую и женскую рифму, что, несомненно, соответствует оригинальному художественного образу: единство "Духа, тела и души".
Концептуальность: настоящая любовь даётся человеку в награду за нечто "достойное", совершённое в предыдущих воплощениях. Это - великий дар судьбы и Бога.
Ассоциативность: О. Хайям "Бог даёт -Бог берёт", Басё "Лунным сиянием берег, как златом усеян".
Оценка 5 .
6. Бойку Владислав. "Сокровенный танец двух начал "
Сокровенный танец двух начал -
Бесконечный танец во вселенной...
Тех начал, которые Нетленный
В сердце мирозданья повенчал,
Выделив из Самого Себя
Дух-Зерно - гармонию движенья -
Нежность и взаимопритяженье,
Силу жить и побеждать, любя...
Тема: любовь - основа основ.
Идея: Мир берёт своё начало в гармонии любви и "взаимопритяжении"
Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: необычная и яркая метафора: любовь - "танец двух начал" прекрасно дополняется эпитетами "сокровенный" и "бесконечный". Стихотворение представляет собой восьмистишие (октаву. Та же кольцевая рифма организует два кольца. Но так как в конце четвёртой строки нет точки, кольца как бы плавно перетекают из одного в другое. То же чередование мужской и женской рифмы, четырёхстопный хорей. Интересен образ Бога, именуемый "Духом - Зерном".
Концептуальность: сокровенное влечение и притяжение людей друг к другу обусловлено самим фактом существования мира, который создал "Нетленный", то есть Вечный Бог.
Ассоциативность: О. Хайям "Ад и рай - в небесах". Оценка 4 .
7. Шелухин Александр "Ночка"
Ночью дивной открою глаза
От манящего лунного света.
Тишина... Лишь старуха-гроза
Все ворчит, еле слышная, где-то.
Я не сплю. Потаенные сны
Надоело смотреть в одиночку.
Вот возьму, украду у весны
Чернобровую девицу-ночку,
Уведу ее к лежбищу гор,
В лунном блеске как будто не старых,
Разожгу там искристый костер,
И спою что-нибудь под гитару.
А она, разрумянясь со мной
От костра или песен раздольных,
Вдруг взовьется на небо зарей
И шепнет в наслажденье: "Довольно..."
Я вернусь к улетающим снам,
А душа не уймется, хохочет:
"Ну скажи-ка, мамаша-весна,
Не теряла ль сегодня ты дочку?"
Тема: любовь без правил и границ.
Идея: прекрасен мир, наполненный возможностью любить.
Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: любимым тропом автора, судя по всему, является эпитет. Так в данном стихотворении они достаточно выразительны: "дивной", "манящей", "потаённые", "искристый", "раздольных", "улетающим". Оживляют композицию, делая её неповторимо образной и олицетворения "старуха-гроза", "девица-ночка", "мамаша-весна". Раскрытию образа способствует и два введённых диалога. Стихотворение состоит из пяти катренов, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской рифмы -типичные для русской классики приёмы. Размер "Я вернусь к улетающим снам" /_/_/_/ тяготеет к хорею, но в каждой чётной строке имеет дополнительный безударный слог. Образная система тоже тяготеет к классической традиции, в том числе и цыганского романса: "лунный свет", "икристый костёр", "гитара", "украду... девицу-ночку". Однако есть и индивидуальные авторские находки: "старуха-гроза", "мамаша-весна", "девица-ночка".
Концептуальность: человек в своей любви всесилен. Он является частью мировой гармонии и потому на равных заявляет о себе мирозданию.
Ассоциативность: А Блок "Была ты всех ярче, верней и прелестней", "Приближается звук. И, покорна щемящему звуку...", В. Брюсов. "Итак, это - сон, моя маленькая...", С. Есенин "Видно, так заведено навеки..." Оценка 5 .
Продолжение
<1 2 3
4 5 >